Финансовый омбудсмен в мире и в РФ

В европейских странах институту омбудсменов (от шведского ombudsman - лицо, представляющее чьи-либо интересы) уже более 20 лет. Первый представитель профессии был назначен на должность в 1992 году в Германии, следом подключились другие европейские страны (Франция, Италия, Великобритания и так далее).

В России институт финансового омбудсмена появился 1 октября 2010 года и был учрежден Ассоциацией российских банков для урегулирования конфликтной ситуации между финансовыми организациями и их клиентами во внесудебном порядке. При благоприятном стечении обстоятельств омбудсмен выносит решение об удовлетворении требований потребителя или, в случае нарушения интересов, предлагает компромиссный вариант. Решения финансового омбудсмена носят исключительно рекомендательный характер, поскольку законопроект «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций», устанавливающий статус финансового омбудсмена, его полномочия, порядок обращения граждан и так далее, до сих пор не принят. Отсутствие законодательной основы деятельности финансового омбудсмена не гарантирует выполнения его требований, однако этот неформальный институт действует довольно эффективно.

С самого начала работы службы, с 1 октября 2010 года, финансовым омбудсменом является заслуженный экономист РФ Павел Алексеевич Медведев. Подать обращение можно на веб-сайте службы, по телефону или лично по адресу офиса в Москве или в региональных офисах. По состоянию на ноябрь 2017 года, кроме приемной в Москве, работают региональные офисы финансового омбудсмена в шести городах России (Уфа, Липецк, Тамбов, Пермь, Тюмень, Краснодар). За семь лет работы финансовым омбудсменом были рассмотрены обращения потребителей в отношении 492 финансовых организаций, в числе которых кредитные организации, микрофинансовые организации, страховые компании. Однако в настоящее время для финансовых организаций сотрудничество с омбудсменом и выполнение его решений - дело сугубо добровольное.

Тем не менее ежемесячно в адрес финансового омбудсмена поступает около 500 обращений, и около 100 споров удается урегулировать.

Количество обращений к финансовому омбудсмену
Всего с 01.10.2010 В том числе декабрь 2017 В том числе ноябрь 2017 Прирост в % к предыдущ. месяцу
Количество обращений 36736 498 469 8
в том числе:
– в письменном виде 9557 234 157 49
– по электронной почте 6937 6 54 –89
– по телефону 20242 258 248 4
Урегулировано споров 10889 117 119 –2
в том числе:
– в результате тел. консультаций 9682 103 99 4
– в результате согл. позиций сторон 1207 14 20 –30
Количество организаций, фигурирующих в обращениях
– кредитные организации 278 40 37
– коллекторские агентства 42 3 2
– страховые компании 27 11 2
– микрофинансовые организации 85 16 14
– другие финансовые организации 66 10 5
– бюро кредитных историй 2 0 0
Итого организаций 500 80 60

Источник: ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ финансового омбудсмена № 84 (декабрь 2017 года)

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}