Потребительский экстремизм

Насколько полную информацию о продукте производитель обязан указывать? Должен ли производитель писать на коробке с тортом, что потребление сладкого в избыточных количествах может привести к ухудшению здоровья? Или что мыло нельзя есть? Или что в микроволновках категорически нельзя греть или сушить живых существ? Здравая логика подсказывает, что нет - это и так очевидно. Однако жизнь показывает, что не для всех это очевидно. Наверное, многие слышали драматическую историю, как одна американская старушка решила высушить кошку в микроволновой печке. Кошка погибла, а бабушка подала в суд на производителя микроволновки. Суд присудил выплатить бабушке большую компенсацию, потому что в инструкциях не было сказано, что в ней нельзя сушить домашних животных. Суд, рассмотрев дело, констатировал, что было нарушено право потребителя на информацию. Имени-фамилии старушки обнаружить не удалось, также как и других документальных свидетельств этой истории, но достоверно известно, что в инструкциях к микроволновкам и некоторой другой бытовой технике появились предупреждения вроде «помещать животных внутрь запрещено».

Российский закон о защите прав потребителей признается экспертами одним из самых лояльных в мире, наряду с законом США. Некоторые граждане пользуются таким широким кругом прав недобросовестно, с целью извлечения выгоды и профессионально «терроризируют» производителей. Они изыскивают такие способы употребления продуктов, которые причиняют определенный вред, и на основании этого они подают на производителя в суд, апеллируя к тому, что тот не предостерег «беззащитного» потребителя. Это получило название «потребительский экстремизм», и, хотя в России этот термин законодательно не закреплен, по факту случаи потребительского экстремизма нередки.

Одним из первых случаев в истории потребительского экстремизма в России считается «дело братьев Алмазовых». В 2002 году братья Алмазовы требовали с российского производителя «Кока-Колы» 100 000 рублей за найденное в пяти бутылках прохладительного напитка битое стекло. В противном случае потребители-шантажисты грозили компании судебными исками и порочащей ее репутацию кампанией в прессе. Однако производитель решил прежде организовать собственное расследование. В итоге выяснилось, что бутылки с битым стеклом, якобы купленные, на самом деле были списаны как бракованные, и эти бракованные бутылки были целенаправленно украдены с завода «Кока-Колы», где один из братьев работал грузчиком.

На сегодняшний день гораздо чаще отмечаются случаи потребительского экстремизма в отношении сложной техники (в том числе автомобилей), проведении ремонтных и строительных работ, оказании различного рода услуг (бытовых, медицинских, косметических и прочих), также сюда можно отнести споры с банками и страховщиками.

#юристу_почитать

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}