НЕвиртуальный конфликт - если мошенники оформили на вас заем

Активное развитие интернет-займов сопряжено с рисками мошеннических действий, например заключающихся в оформлении займа на третьи лица с использованием украденных персональных данных. Следует отметить, что кража персональных данных возможна не только в МФО или банке, но и в любой организации, располагающей данной информацией. Потребителю, ставшему жертвой мошенников, оформивших на него заем, целесообразно придерживаться следующей стратегии поведения1:

  • при получении информации о фиктивном долге (например, в виде письма с требованием погашения долга или звонка коллекторов) письменно обратиться к кредитору (в МФО или в банк, где оформлен заем) с уведомлением о фиктивности долга;
  • запросить у кредитора копии договоров займа;
  • запросить данные о кредитной истории в бюро кредитных историй;
  • обратиться в суд с требованием признать долг недействительным;
  • в случае отражения информации о долге в кредитной истории - через суд обязать кредитора направить в бюро кредитных историй распоряжение об удалении записи о долге;
  • в случае продажи долга коллекторам - через суд обязать кредитора направить им соответствующую информацию об изменении должника по долгу;
  • в случае списания денежных средств жертвы мошенников в погашение фиктивного долга - обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве.

Немаловажным элементом профилактики мошенничества с использованием персональных данных является повышение осведомленности потребителей о защите персональных данных, в том числе о праве потребителя подать оператору персональных данных заявление с требованием удалить персональные данные по истечении необходимого срока их использования.


Сноски
  1. Рекомендации Роспотребнадзора по тексту Доклада «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2016 году» / Министерство финансов Российской Федерации. М., 2016. 326 с. URL: http://rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/de8/doklad-2016_obshchiy_korrektor_fv.pdf  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}