2.2.1. Расходы обязательные и не очень

Статистика расходов российского населения

Идеальной или какой-то абсолютно правильной, то есть применимой для всех и каждого во все времена и во всех странах, классификации расходов не существует. По каким «учетным кучкам» раскладывать потребляемые товары и услуги - это каждый раз индивидуальный выбор. Важно, чтобы используемая система была удобна и понятна, а также не оставляла вне фокуса внимания какие-то важные зоны потенциальных расходов.

Что обязательно нужно учесть при анализе собственных расходов, какие они вообще бывают?

Глядя на список расходов (не группировку по статьям, а именно список отдельных трат и платежей), всегда можно выделить среди них те, которых нельзя избежать. Такие расходы будем называть обязательными. К ним относятся как минимум:

  • арендная плата за жилье, если вы его снимаете;
  • оплата жилищно-коммунальных услуг;
  • оплата интернета и мобильной связи;
  • оплата транспортных билетов или проездных;
  • обслуживание займов и кредитов (уплата процентов и погашение основного долга в соответствии с договором);
  • налоги;
  • обязательные страховые платежи, например ОСАГО;
  • плата за обучение (для студентов, обучающихся на платной основе, - за свое обучение, для молодых родителей - за детский сад или школу для детишек);
  • расходы на питание на уровне своего личного прожиточного минимума (этот уровень для разных людей может достаточно сильно отличаться);
  • иные расходы, которые вы считаете обязательными для себя по экономическим, моральным или иным причинам (оплата услуг няни для вашего ребенка, подарки коллегам на работе, абонемент на посещение спортивной секции и др.).

Часть из этих расходов можно время от времени относительно безболезненно переносить на следующий период, либо договариваясь об этом с получателем денег, либо формируя задолженность по факту (некоторые коммунальные платежи). Но рано или поздно все эти расходы придется оплатить под угрозой более или менее серьезных неприятностей (расторжение договора аренды, штрафы и пени, отключение интернета или мобильного телефона, испорченные отношения с няней и т.п.) Поэтому лучше не рисковать и оплачивать обязательные расходы максимально дисциплинированно, в том числе путем создания шаблонов автоплатежа на своих банковских счетах (картах).

Все прочие расходы пока признаем необязательными - в том смысле, что при отказе от них с вами не случится ничего плохого, кроме испорченного настроения или недополученного удовольствия. Хотя следует признать, что грань между обязательными и необязательными расходами порой бывает очень тонкой. В самом деле, если девушка ожидает от своего кавалера в подарок на день рождения билеты в театр примерно на 5000 рублей, а он в этом месяце оказался «на мели» и ограничился цветами и косметикой за 1200 рублей, не приведет ли это к обидам и ссоре? Может быть, расход «Подарок Маше 5000 рублей» надо было считать обязательным? Или наоборот, не нужна ему такая Маша, которая не может войти в его трудное финансовое положение? Каждый решает такие вопросы сам для себя.

«Нет, погодите! - скажете вы. - А одежда разве необязательный расход? Мы же не в тропиках живем! А косметика и парикмахерская? А бензин для автомобиля? А в кафе с друзьями хоть иногда посидеть?»

Да мы же не против - расширяйте свой личный список обязательных расходов, если какие-то другие расходы для вас совсем-совсем обязательны. Только не удивляйтесь, если денег опять будет не хватать. А при здравом размышлении окажется: часть того, что кажется нам обязательным, можно не покупать вообще, или купить позже (в следующем бюджетном периоде), или покупать реже, или покупать в другом месте (где дешевле, где есть скидки), или найти более дешевую замену.

Если при размышлении о бюджете на следующий месяц мы сможем хотя бы примерно оценить свои обязательные расходы, а потом определить, сколько же денег остается на необязательные, мы сделаем важный шаг к планированию бюджета. Подробнее об этом речь пойдет в главе «Личный бюджет».

Но можно разделить и необязательные расходы на две-три подгруппы с разным уровнем необязательности: например, стандартный размер расходов на еду, товары для дома, косметику, посещение кафе с друзьями, походы в кино и на выставки отнести к «условно обязательным», а спонтанные траты на сувениры, новые вещи, алкоголь и сигареты - к «совсем необязательным», и именно к этим последним нужно относиться с наибольшей критичностью. Основная проблема со всеми необязательными расходами - это риск их раздувания. Именно на стимулирование такого рода покупок и направлены основные усилия маркетологов. Необязательные расходы обычно связаны с такими стереотипами потребительского поведения, как подражание окружающим и мнимая экономия. Бывает очень трудно удержаться от покупки, когда что-то не очень нужное продается в формате «два по цене одного»: ведь кажется, что вещь покупаешь вдвое дешевле (хотя на самом деле ее вообще можно было не покупать). Поэтому всегда надо помнить, что даже маленькие расходы могут в итоге превратиться в большие.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}