2.3.1. Вы купили что-то ненужное. Что делать?

Если спектакль не нравится, то надо уходить в антракте, даже если билеты были дорогими. Это простое правило очень сложно применять в жизни.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2017 года Ричард Талер приводит в своей книге[1] множество примеров, когда люди нарушают принцип игнорирования невозвратных издержек, продолжая учитывать в своих расчетах затраты, которые никак нельзя возместить.

Вы купили абонемент в спортивный клуб, но заболели. Разумное решение пропустить тренировки или просто прекратить их сталкивается с нежеланием признать ошибку при покупке. В итоге часто люди продолжают ходить в клубы, несмотря на ухудшение самочувствия. Другая ситуация, которую описывает Р. Талер, - это спор мамы с дочерью по поводу одежды для школы. Девочка отказывается носить платья, предпочитая брюки и шорты. Мама настаивает на использовании всей уже купленной одежды, не желая игнорировать невозвратные издержки.

Люди часто предпочитают закончить начатое, несмотря на то что более разумным и экономным является «списание в убыток» ошибочных покупок. Как показано в Главе 1 стремление к сохранению статус-кво - это один из поведенческих эффектов, связанных с нашими когнитивными особенностями. Но правильная стратегия поведения иная: ориентироваться надо на будущие издержки и выгоды, признавая ошибки.

Впрочем, невозвратные траты и наша склонность настаивать на принятом решении - это не всегда зло: например, купленный абонемент может заставить нас посещать спортзал хотя бы изредка, несмотря на плотный рабочий график: просто иначе будет жаль уплаченных денег.

Однако если товар действительно не нужен, лучше от него избавиться и вернуть уплаченные деньги или хотя бы их часть. Многие магазины предлагают потребителю вернуть товар, если он не понравился, причем иногда срок возможного возврата достигает года. В отношении услуг Гражданский кодекс РФ также допускает возможность расторжения договора по инициативе заказчика и возврат ему денег. Правда, с одним ограничением. Исполнителю услуги должны быть компенсированы все фактически понесенные им расходы, если он может их документально подтвердить. То есть, деньги могут вернуться не полностью. Аналогичная норма содержится в Законе РФ «О защите прав потребителей» [2].

Поэтому, если есть возможность не только отказаться от использования ошибочно купленного, но и вернуть хотя бы часть денег, то этим, конечно же, надо пользоваться.

Более подробно о проблематике защиты прав потребителей говорится в Главе 12 учебника


Список источников
  1. Талер Р. Глава «Невозвратные издержки» // Талер Р. Новая поведенческая экономика. М.: Эксмо, 2018. C. 74–84.  ↩

  2. Закон «О защите прав потребителей», статья 32  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}