5.3.4. Квазиденьги и кэшбэк-сервисы5.5.1. Финансовое мошенничество в эпоху цифровой экономики 



5.4.1. Сбой платежного агента

Прежде всего давайте разберемся, кто такие платежные агенты — термин может быть вам незнаком, но с самими платежными агентами вы встречаетесь в своей повседневной жизни регулярно.

Кто такие платежные агенты?

Непоступление денежных средств потребителя поставщику, которому потребитель сделал денежный перевод с помощью платежного терминала (например, оператору сотовой связи), а также невыдача чека о проведении операции являются наиболее распространенными жалобами, которые поступают от потребителей в Роспотребнадзор касательно нарушения их прав при расчете через платежные терминалы.

Как быть в этих случаях?

1. Невыдача кассовых чеков.

Терминал при приеме платежей в обязательном порядке выдает кассовый чек. Кассовый чек — это не просто очередная ненужная бумажка, засоряющая ваш карман, это документ, подтверждающий факт того, что вы оплатили услугу и имеете право на ее получение от поставщика1. В случае если платежный агент по какой-то причине не переведет денежные средства поставщику услуги, кассовый чек будет единственным основанием потребителя требовать услуги от поставщика. Поэтому требуйте от платежного агента чек об оплате. Кроме того, кассовый чек должен содержать следующие обязательные реквизиты2:

  • наименование документа — кассовый чек;
  • наименование оплаченного товара (работы, услуги);
  • общую сумму принятых денежных средств;
  • размер комиссии;
  • дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
  • адрес места приема денежных средств;
  • наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его ИНН;
  • номера контактных телефонов поставщика и платежного агента.

Если при оплате терминал не выдал потребителю кассовый чек или в нем содержится неполная информация, то он вправе обратиться в местное управление Федеральной налоговой службы.

2. Невыполнение поставщиком услуги обязательств перед потребителем.

Например, после оплаты сотовой связи оператор не зачислил денежные средства на счет потребителя). В этом случае потребителю следует, приложив копию кассового чека, проинформировать поставщика о том, что он своевременно произвел оплату, и потребовать предоставления оплаченного товара (работы, услуги).

Для добровольного решения вопроса потребитель может предъявить письменную претензию с указанием своих требований платежному агенту и/или поставщику. К претензии необходимо приложить копию кассового чека. Претензия составляется в двух экземплярах (один передается платежному агенту и/или поставщику, другой остается у потребителя и в случае обращения в суд является доказательством обращения к ответчику). На экземпляре потребителя представитель платежного агента и/или поставщика должен поставить отметку о получении претензии. В случае непринятия платежным агентом и/или поставщиком претензии ее можно направить по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения — начало исчисления срока исполнения требований).

В случае отказа платежного агента и/или поставщика от решения вопроса в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с заявлением в суд3 (более подробно о защите своих прав как потребителя рассказывается в главе 12.


Сноски
  1. В соответствии со статьей 37 Закона о защите прав потребителей обязательства плательщика перед поставщиком по оплате считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств платежному агенту.  ↩

  2. Согласно закону № 103-ФЗ, статье 5, части 1.  ↩

  3. Согласно статье 11 Гражданского кодекса РФ и статье 17 Закона «О защите прав потребителей». При этом иск по выбору потребителя может быть предъявлен в суд по месту нахождения организации, места жительства или пребывания потребителя, заключения или исполнения договора. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 5.3.4. Квазиденьги и кэшбэк-сервисы5.5.1. Финансовое мошенничество в эпоху цифровой экономики