5.4.1. Сбой платежного агента

Пре­жде всего да­вайте раз­бе­рем­ся, кто та­кие пла­теж­ные аген­ты — тер­мин мо­жет быть вам не­зна­ком, но с са­ми­ми пла­теж­ны­ми аген­та­ми вы встре­ча­е­тесь в сво­ей по­все­д­нев­ной жиз­ни ре­гу­ляр­но.

Кто та­кие пла­теж­ные аген­ты?

Не­по­ступ­ле­ние де­неж­ных средств по­тре­би­те­ля по­став­щи­ку, ко­то­ро­му по­тре­би­тель сде­лал де­неж­ный пере­вод с по­мо­щью пла­теж­но­го тер­ми­на­ла (напри­мер, опе­ра­то­ру со­то­вой свя­зи), а так­же не­вы­да­ча че­ка о про­ве­де­нии опе­ра­ции яв­ляют­ся наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми жа­ло­ба­ми, ко­то­рые по­сту­па­ют от по­тре­би­телей в Роспо­треб­над­зор ка­са­тель­но на­ру­ше­ния их прав при рас­че­те че­рез пла­теж­ные тер­ми­на­лы.

Как быть в этих слу­ча­ях?

1. Не­вы­да­ча кассо­вых че­ков.

Тер­ми­нал при при­е­ме пла­те­жей в обя­за­тель­ном по­ряд­ке вы­да­ет кассо­вый чек. Кассо­вый чек — это не про­сто оче­ред­ная не­нуж­ная бу­маж­ка, за­со­ря­ю­щая ваш кар­ман, это до­ку­мент, под­твер­жда­ю­щий факт то­го, что вы опла­ти­ли услу­гу и име­е­те пра­во на ее по­лу­че­ние от по­став­щи­ка1. В слу­чае если пла­теж­ный агент по ка­кой-то при­чи­не не пере­ве­дет де­неж­ные сред­ства по­став­щи­ку услу­ги, кассо­вый чек бу­дет единствен­ным осно­ва­ни­ем по­тре­би­те­ля тре­бо­вать услу­ги от по­став­щи­ка. По­это­му тре­буй­те от пла­теж­но­го аген­та чек об опла­те. Кро­ме то­го, кассо­вый чек дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие обя­за­тель­ные рекви­зи­ты2:

  • на­имено­ва­ние до­ку­мен­та — кассо­вый чек;
  • на­имено­ва­ние опла­чен­но­го то­ва­ра (ра­бо­ты, услу­ги);
  • об­щую сум­му при­ня­тых де­неж­ных средств;
  • раз­мер комис­сии;
  • да­ту, вре­мя при­е­ма де­неж­ных средств, но­ме­ра кассо­во­го че­ка и контроль­но-кассо­вой тех­ни­ки;
  • ад­рес ме­ста при­е­ма де­неж­ных средств;
  • на­имено­ва­ние и ме­сто на­хо­жде­ния пла­теж­но­го аген­та, при­няв­ше­го де­неж­ные сред­ства, и его ИНН;
  • но­ме­ра кон­такт­ных теле­фо­нов по­став­щи­ка и пла­теж­но­го аген­та.

Если при опла­те тер­ми­нал не вы­дал по­тре­би­те­лю кассо­вый чек или в нем со­дер­жит­ся не­пол­ная ин­фор­ма­ция, то он впра­ве обра­тить­ся в местное управ­ле­ние Фе­де­раль­ной на­ло­го­вой служ­бы.

2. Не­вы­пол­не­ние по­став­щи­ком услу­ги обя­за­тельств перед по­тре­би­телем.

На­при­мер, по­сле опла­ты со­то­вой свя­зи опе­ра­тор не за­чис­лил де­неж­ные сред­ства на счет по­тре­би­те­ля). В этом слу­чае по­тре­би­те­лю сле­ду­ет, при­ло­жив ко­пию кассо­во­го че­ка, проин­фор­миро­вать по­став­щи­ка о том, что он своевре­мен­но произ­вел опла­ту, и по­тре­бо­вать предо­став­ле­ния опла­чен­но­го то­ва­ра (ра­бо­ты, услу­ги).

Для до­бро­воль­но­го ре­ше­ния во­про­са по­тре­би­тель мо­жет предъ­явить пись­мен­ную пре­тен­зию с ука­за­ни­ем своих тре­бо­ва­ний пла­теж­но­му аген­ту и/или по­став­щи­ку. К пре­тен­зии необ­хо­ди­мо при­ло­жить ко­пию кассо­во­го че­ка. Пре­тен­зия со­став­ляет­ся в двух эк­зем­пля­рах (один пере­да­ет­ся пла­теж­но­му аген­ту и/или по­став­щи­ку, дру­гой оста­ет­ся у по­тре­би­те­ля и в слу­чае об­раще­ния в суд яв­ляет­ся до­ка­за­тель­ством об­раще­ния к от­вет­чи­ку). На эк­зем­пля­ре по­тре­би­те­ля пред­ста­ви­тель пла­теж­но­го аген­та и/или по­став­щи­ка дол­жен по­ста­вить от­мет­ку о по­лу­че­нии пре­тен­зии. В слу­чае не­при­ня­тия пла­теж­ным аген­том и/или по­став­щи­ком пре­тен­зии ее мож­но напра­вить по по­чте за­казным пись­мом с уве­дом­ле­ни­ем (да­та вру­че­ния — на­ча­ло ис­чис­ле­ния сро­ка ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний).

В слу­чае отка­за пла­теж­но­го аген­та и/или по­став­щи­ка от ре­ше­ния во­про­са в до­бро­воль­ном по­ряд­ке по­тре­би­тель впра­ве обра­тить­ся с заяв­ле­ни­ем в суд3 (бо­лее по­дроб­но о за­щи­те своих прав как по­тре­би­те­ля расска­зы­ва­ет­ся в гла­ве 12.


Снос­ки
  1. В со­от­вет­ствии со ста­тьей 37 За­ко­на о за­щи­те прав по­тре­би­телей обя­за­тель­ства пла­тель­щи­ка перед по­став­щи­ком по опла­те счи­та­ют­ся ис­пол­нен­ны­ми с мо­мен­та вне­се­ния на­лич­ных де­неж­ных средств пла­теж­но­му аген­ту.  ↩

  2. Со­глас­но за­ко­ну № 103-ФЗ, ста­тье 5, ча­сти 1.  ↩

  3. Со­глас­но ста­тье 11 Гра­жданско­го ко­дек­са РФ и ста­тье 17 За­ко­на «О за­щи­те прав по­тре­би­телей». При этом иск по вы­бо­ру по­тре­би­те­ля мо­жет быть предъ­яв­лен в суд по ме­сту на­хо­жде­ния ор­га­ни­за­ции, ме­ста жи­тель­ства или пре­бы­ва­ния по­тре­би­те­ля, за­клю­че­ния или ис­пол­не­ния до­го­во­ра. По­тре­би­те­ли по ис­кам, свя­зан­ным с на­ру­ше­ни­ем их прав, осво­бо­жда­ют­ся от упла­ты го­су­дар­ствен­ной по­шли­ны.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}