Что такое «Зеленая карта»
В 2009 году Россия вступила в международную систему страхования «Зеленая карта» (green card), действующую на территории Европы с 1951 года. Любой выезжающий за границу на машине, зарегистрированной на территории России, обязан застраховать свою ответственность в рамках системы «Зеленая карта». По данному полису страхуется гражданская ответственность водителя, то есть выплату получает тот, кто пострадал в ДТП. На сегодняшний день в систему входят 44 страны. По сути, «Зеленая карта» – международный договор ОСАГО, действующий на территории одного, нескольких или же всех государств – членов системы.
Подробная информация об этой системе есть в специальном разделе сайте Российского союза автостраховщиков
Любая «Зеленая карта», согласно п. 3.3 ст. 3 устава Совета бюро «Зеленой карты», предоставляет ее владельцу страховое покрытие на территории иностранного государства - члена бюро в объеме, предусмотренном законодательством данного государства об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. Законодательства разных стран устанавливают различные страховые суммы, отличающиеся иногда в десятки раз. Например, в Германии ответственность страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ограничивается по страховым случаям, вызвавшим:
- телесные повреждения - суммой в 500 тыс. евро на одного пострадавшего и 1 млн евро на всех пострадавших;
- ущерб домашнему имуществу - суммой в 40 тыс. евро;
- иной имущественный ущерб - суммой в 400 тыс. евро.
В Дании лимит ответственности страховщика по телесным повреждениям равен 1 млн евро на одного пострадавшего, а по ущербу имуществу - 2 млн евро; в Австрии - по 1 млн евро. В Бельгии и Тунисе ответственность страховщика не ограничена. Во Франции, Финляндии, Великобритании, Бельгии и др. не имеет предельного размера и ущерб по рискам жизни и здоровью граждан. В этих странах часто практикуется возмещение морального вреда при получении даже минимальных травм, а в некоторых странах нет ограничений по сроку давности и сумме ответственности, поэтому выплаты по травмам, повлекшим степень инвалидности, могут производиться до конца жизни потерпевшего.
Для российского автовладельца практически все равно, в какой страховой организации приобрести «Зеленую карту». Любая из них дает возможность въехать на территорию иностранного государства, являющегося членом системы, и предоставляет страховую защиту на случай его вины в совершенном ДТП. Последнее очень важно, так как в случае аварии прибывший на место происшествия полицейский запишет данные «Зеленой карты» или заберет ее дубликат и, если ущерб здоровью или жизни физических лиц не причинен, не будет задерживать водителя и его автомобиль. Если же ущерб жизни и здоровью был причинен, то разбирательство продлится дольше и дело может дойти до суда. Но и в том и в другом случае имущественный ущерб пострадавшей стороне будет выплачен за счет страховой организации.
Стоит иметь в виду, что «Зеленая карта» страхует только ответственность водителя, а не имущественный ущерб его автомобиля. Поэтому выплату при ДТП российский водитель сможет получить только в том случае, если виновным в аварии будет признан другой шофер. Если у россиянина нет специального полиса каско, действующего за рубежом, за страховым возмещением придется обращаться напрямую в страховую компанию виновника.
На всей территории России установлена единая стоимость страхования в рамках международной системы страхования «Зеленая карта». Тарифы утверждаются Российским бюро «Зеленая карта» и согласовываются с Министерством финансов России. Стоимость полиса «Зеленая карта» зависит от трех параметров:
- срока действия полиса (от 15 дней до 12 месяцев);
- типа транспортного средства (семь типов);
- территории страхового покрытия (использования транспортного средства) - существует два варианта: «Украина, Республика Беларусь и Республика Молдова» или «Все страны».
В 2022 году стоимость карты на месяц для легкового автомобиля по варианту «Все страны» составляла 3200 рублей.
Если произошло ДТП, помните, что нельзя отдавать оригинал «Зеленой карты» кому бы то ни было - у вас должно быть несколько ксерокопий полиса, чтобы в случае необходимости отдать одну из них. Если же копии на месте ДТП у вас все-таки не окажется, то требуйте занести в протокол номер вашей карты. Этого должно быть достаточно для оформления документов по выплате.
Чтобы страховая компания выполнила свои обязательства, страхователю необходимо строго соблюсти правила и осуществить нижеприведенные действия:
Вызовите сотрудников дорожной полиции.
Известите о произошедшем ДТП зарубежный офис своей страховой компании, затем саму компанию, о чем оговорено в полисе «Зеленая карта» на оборотной стороне. Пусть даже это будет на ломаном английском или немецком. Продемонстрируйте неравнодушие к делу!
Зафиксируйте место происшествия доступными средствами: фото, видео или сделайте описание участка, где произошла авария.
Запишите личные данные очевидцев, перепишите сведения страховых полисов. Обязательно запишите координаты второго участника ДТП и номер его «Зеленой карты».
При составлении протокола о ДТП рядом со своей подписью напишите что-нибудь вроде: «языка не знаю», «язык не понимаю». Не исключено, что в экстремальной ситуации страховщик захочет воспользоваться незнанием языка, обвинив иностранца во всех смертных грехах.
Обязательно требуйте копию протокола. Иногда на происшествие выезжает представитель страховой компании, но пусть это вас не успокаивает. Собирайте все бумаги и храните их. Иначе из-за какой-нибудь формальности вас могут не выпустить из страны, где произошло ДТП, до полного выяснения обстоятельств.
Собираясь в зарубежную поездку на своей машине, следует проверять срок действия полиса «Зеленая карта», потому что если он закончился, то последствия могут быть самыми печальными:
- самое понятное - это штраф, сумма которого зависит от страны и может быть очень внушительной - тысяча евро и более. Если нет денег, то следует задержание автомобиля.
- Задержание автомобиля также произойдет до устранения нарушения - до предъявления действующего полиса. Но россиянину купить «Зеленую карту» нельзя, а можно купить альтернативную страховку в виде местного полиса ОСАГО, что также может стоить очень недешево. К тому же такой полис можно купить далеко не везде - возможно, за ним придется ехать в другой город (без автомобиля это может стать серьезной проблемой).
- В некоторых европейских странах езда без полиса «Зеленая карта» считается серьезным административным правонарушением и может привести к аресту водителя. Но уж точно водитель, допустивший езду без полиса, будет, скорее всего, внесен в так называемый черный список и ему будет временно запрещен въезд в страны Шенгенского соглашения.
Самым неприятным может стать ДТП по вине водителя, у которого нет полиса «Зеленая карта». В некоторых странах такое нарушение считается уголовным преступлением и может повлечь даже тюремное заключение водителя. Кроме того, водитель будет обязан самостоятельно компенсировать потерпевшим весь причиненный им ущерб. В случае причинения вреда жизни или здоровью суммы вреда в европейских странах могут быть астрономическими (выплаты по отдельным случаям лечения достигают миллионов евро!).
Как показывает статистика, до пандемии продажи «зеленой карты» в России были небольшими, но стабильными. Участниками системы были около 1,5 млн человек. В последние годы популярность продукта по понятным причинам упала в 3 раза.
С 1 июня 2023 года прекращается действие двухсторонних соглашений, заключенных между Российским союзом автостраховщиков с Европейским союзом и Швейцарией. Соответственно, «зеленые карты», проданные российскими страховыми компаниями, в этих странах действовать перестанут. Для поездок на машине нужно будет приобретать страховки у иностранных страховщиков. Аналогичное соглашение с Украиной было прекращено с 5 апреля 2022 года
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
---|---|---|---|---|---|
Собрано страховых премий, млрд руб. | 3,7 | 4,2 | 4,4 | 2,6 | 2,7 |
Заключено новых договоров, млн шт. | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 0,5 | 0,5 |
За год заявлено страховых случаев, тыс шт. | 3,3 | 3,5 | 3,7 | 3,4 | 3,3 |
Сумма страховых выплат за год, млрд руб. | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | 0,7 |
Доля отказов в выплате по урегулированным страховым случаям, % | 3,3 | 3,5 | 3,0 | 6 | 3,6 |
Выплачено по решению суда, % в общей сумме выплат* | >0,01 | 2,8 | 0,7 | 0,4 | 0,7 |
Соотношение сумм собранных страховых выплат и страховых премий, % | 19 | 19 | 15 | 35 | 26 |
Средняя премия на один заключенный договор, тыс. руб | 2,9 | 3,2 | 3,1 | 5,2 | 5,4 |
Средняя выплата на один признанный страховой случай, тыс. руб. | 219,5 | 214,2 | 184,4 | 187,5 | 212,1 |
Источник: Банк России. Расчеты авторов
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}