Что такое «Зеленая карта»

В 2009 го­ду Рос­сия всту­пи­ла в меж­ду­на­род­ную си­сте­му стра­хо­ва­ния «Зе­ле­ная кар­та» (green card), дей­ству­ю­щую на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы с 1951 го­да. Лю­бой вы­ез­жа­ю­щий за гра­ни­цу на ма­ши­не, за­реги­стри­ро­ван­ной на тер­ри­то­рии Рос­сии, обя­зан застра­хо­вать свою от­вет­ствен­ность в рам­ках си­сте­мы «Зе­ле­ная кар­та». По дан­но­му по­ли­су стра­хует­ся гра­жданская от­вет­ствен­ность во­ди­те­ля, то есть выпла­ту по­лу­ча­ет тот, кто по­стра­дал в ДТП. На сего­дняш­ний день в си­сте­му вхо­дят 44 стра­ны. По су­ти, «Зе­ле­ная кар­та» – меж­ду­на­род­ный до­го­вор ОСАГО, дей­ству­ю­щий на тер­ри­то­рии од­но­го, несколь­ких или же всех го­су­дарств – чле­нов си­сте­мы.

Лю­бая «Зе­ле­ная кар­та», со­глас­но п. 3.3 ст. 3 уста­ва Со­ве­та бю­ро «Зе­ле­ной кар­ты», предо­став­ляет ее вла­дель­цу стра­хо­вое по­кры­тие на тер­ри­то­рии ино­стран­но­го го­су­дар­ства - чле­на бю­ро в объеме, преду­смот­рен­ном за­ко­но­да­тель­ством дан­но­го го­су­дар­ства об обя­за­тель­ном стра­хо­ва­нии гра­жданской от­вет­ствен­но­сти ав­товла­дель­цев. За­ко­но­да­тель­ства разных стран уста­нав­ли­ва­ют раз­лич­ные стра­хо­вые сум­мы, от­ли­ча­ю­щи­е­ся ино­гда в де­сят­ки раз. На­при­мер, в Гер­ма­нии от­вет­ствен­ность стра­хов­щи­ка по обя­за­тель­но­му стра­хо­ва­нию гра­жданской от­вет­ствен­но­сти вла­дель­цев транс­порт­ных средств огра­ни­чи­ва­ет­ся по стра­хо­вым слу­ча­ям, вы­звав­шим:

  • телес­ные по­вре­жде­ния - сум­мой в 500 тыс. евро на од­но­го по­стра­дав­ше­го и 1 млн евро на всех по­стра­дав­ших;
  • ущерб до­маш­не­му иму­ще­ству - сум­мой в 40 тыс. евро;
  • иной иму­ще­ствен­ный ущерб - сум­мой в 400 тыс. евро.

В Да­нии ли­мит от­вет­ствен­но­сти стра­хов­щи­ка по телес­ным по­вре­жде­ни­ям ра­вен 1 млн евро на од­но­го по­стра­дав­ше­го, а по ущер­бу иму­ще­ству - 2 млн евро; в Ав­стрии - по 1 млн евро. В Бель­гии и Ту­ни­се от­вет­ствен­ность стра­хов­щи­ка не огра­ни­че­на. Во Фран­ции, Фин­лян­дии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии и др. не име­ет пре­дель­но­го раз­ме­ра и ущерб по рис­кам жиз­ни и здо­ро­вью гра­ждан. В этих стра­нах ча­сто прак­ти­ку­ет­ся воз­ме­ще­ние мо­раль­но­го вре­да при по­лу­че­нии да­же ми­ни­маль­ных травм, а в не­ко­то­рых стра­нах нет огра­ни­че­ний по сро­ку дав­но­сти и сум­ме от­вет­ствен­но­сти, поэто­му выпла­ты по трав­мам, по­влек­шим сте­пень ин­ва­лид­но­сти, мо­гут произ­во­дить­ся до кон­ца жиз­ни по­тер­пев­ше­го.

Для рос­сий­ско­го ав­товла­дель­ца прак­ти­че­ски все рав­но, в ка­кой стра­хо­вой ор­га­ни­за­ции при­об­ре­сти «Зе­ле­ную кар­ту». Лю­бая из них да­ет воз­мож­ность въе­хать на тер­ри­то­рию ино­стран­но­го го­су­дар­ства, яв­ляю­ще­го­ся чле­ном си­сте­мы, и предо­став­ляет стра­хо­вую за­щи­ту на слу­чай его ви­ны в со­вер­шен­ном ДТП. По­след­нее очень важ­но, так как в слу­чае ава­рии при­быв­ший на ме­сто проис­ше­ствия по­ли­цейский запи­шет дан­ные «Зе­ле­ной кар­ты» или за­бе­рет ее ду­бли­кат и, если ущерб здо­ро­вью или жиз­ни фи­зи­че­ских лиц не при­чи­нен, не бу­дет за­дер­жи­вать во­ди­те­ля и его ав­то­мо­биль. Если же ущерб жиз­ни и здо­ро­вью был при­чи­нен, то раз­би­ра­тель­ство про­длит­ся дольше и де­ло мо­жет дой­ти до су­да. Но и в том и в дру­гом слу­чае иму­ще­ствен­ный ущерб по­стра­дав­шей сто­ро­не бу­дет выпла­чен за счет стра­хо­вой ор­га­ни­за­ции.

Сто­ит иметь в ви­ду, что «Зе­ле­ная кар­та» стра­хует толь­ко от­вет­ствен­ность во­ди­те­ля, а не иму­ще­ствен­ный ущерб его ав­то­мо­би­ля. По­это­му выпла­ту при ДТП рос­сий­ский во­ди­тель смо­жет по­лу­чить толь­ко в том слу­чае, если ви­нов­ным в ава­рии бу­дет при­знан дру­гой шо­фер. Если у рос­си­я­ни­на нет спе­ци­аль­но­го по­ли­са кас­ко, дей­ству­ю­ще­го за ру­бе­жом, за стра­хо­вым воз­ме­ще­ни­ем при­дет­ся об­ращать­ся напря­мую в стра­хо­вую компа­нию ви­нов­ни­ка.

На всей тер­ри­то­рии Рос­сии уста­нов­ле­на еди­ная сто­и­мость стра­хо­ва­ния в рам­ках меж­ду­на­род­ной си­сте­мы стра­хо­ва­ния «Зе­ле­ная кар­та». Та­ри­фы утвер­жда­ют­ся Рос­сий­ским бю­ро «Зе­ле­ная кар­та» и со­гла­со­вы­ва­ют­ся с Ми­ни­стер­ством фи­нан­сов Рос­сии. Сто­и­мость по­ли­са «Зе­ле­ная кар­та» за­ви­сит от трех па­ра­мет­ров:

  • сро­ка дей­ствия по­ли­са (от 15 дней до 12 ме­ся­цев);
  • ти­па транс­порт­но­го сред­ства (семь ти­пов);
  • тер­ри­то­рии стра­хо­во­го по­кры­тия (ис­поль­зо­ва­ния ТС) - су­ще­ству­ет два ва­ри­ан­та: «Укра­и­на, Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь и Рес­пуб­ли­ка Мол­до­ва» или «Все стра­ны».

Если произо­шло ДТП, по­мни­те, что не­льзя отда­вать ори­ги­нал «Зе­ле­ной кар­ты» ко­му бы то ни бы­ло - у вас долж­но быть несколь­ко ксе­ро­ко­пий по­ли­са, что­бы в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти отдать од­ну из них. Если же ко­пии на ме­сте ДТП у вас все-та­ки не ока­жет­ся, то тре­буй­те за­не­сти в про­то­кол но­мер ва­шей кар­ты. Это­го долж­но быть до­ста­точ­но для оформ­ле­ния до­ку­мен­тов по выпла­те.

Что­бы стра­хо­вая компа­ния вы­пол­нила свои обя­за­тель­ства, стра­хо­ва­те­лю необ­хо­ди­мо стро­го соблю­сти пра­ви­ла и осу­ще­ствить ни­же­при­ве­ден­ные дей­ствия:

  1. Вы­зо­ви­те со­труд­ни­ков до­рож­ной по­ли­ции.

  2. Изве­сти­те о произо­шед­шем ДТП за­ру­беж­ный офис сво­ей стра­хо­вой компа­нии, за­тем са­му компа­нию, о чем ого­во­ре­но в по­ли­се «Зе­ле­ная кар­та» на обо­рот­ной сто­ро­не. Пусть да­же это бу­дет на ло­ма­ном ан­глий­ском или не­мец­ком. Про­де­монстри­руй­те не­рав­но­ду­шие к де­лу!

  3. За­фик­си­руй­те ме­сто проис­ше­ствия до­ступ­ны­ми сред­ства­ми: фото, ви­део или сде­лайте опи­са­ние участка, где произо­шла ава­рия.

  4. За­пи­ши­те лич­ные дан­ные оче­вид­цев, пере­пи­ши­те све­де­ния стра­хо­вых по­ли­сов. Обя­за­тель­но запи­ши­те коор­ди­на­ты вто­ро­го участ­ни­ка ДТП и но­мер его «Зе­ле­ной кар­ты».

  5. При со­став­ле­нии про­то­ко­ла о ДТП ря­дом со сво­ей под­пи­сью напи­ши­те что-ни­будь вро­де: «язы­ка не знаю», «язык не по­ни­маю». Не ис­клю­че­но, что в экс­тре­маль­ной си­ту­а­ции стра­хов­щик за­хо­чет восполь­зо­вать­ся не­зна­ни­ем язы­ка, об­ви­нив ино­стран­ца во всех смерт­ных гре­хах.

  6. Обя­за­тель­но тре­буй­те ко­пию про­то­ко­ла. Ино­гда на проис­ше­ствие вы­ез­жа­ет пред­ста­ви­тель стра­хо­вой компа­нии, но пусть это вас не успо­ка­и­ва­ет. Со­би­райте все бу­ма­ги и хра­ни­те их. Ина­че из-за ка­кой-ни­будь фор­маль­но­сти вас мо­гут не выпу­стить из стра­ны, где произо­шло ДТП, до пол­но­го вы­яс­не­ния об­сто­я­тельств.

Со­би­ра­ясь в за­ру­беж­ную поезд­ку на сво­ей ма­ши­не, сле­ду­ет про­ве­рять срок дей­ствия по­ли­са «Зе­ле­ная кар­та», по­то­му что если он за­кон­чил­ся, то по­след­ствия мо­гут быть са­мы­ми пе­чаль­ны­ми:

  • самое по­нят­ное - это штраф, сум­ма ко­то­ро­го за­ви­сит от стра­ны и мо­жет быть очень вну­ши­тель­ной - ты­ся­ча евро и бо­лее. Если нет де­нег, то сле­ду­ет за­дер­жа­ние ав­то­мо­би­ля.
  • За­дер­жа­ние ав­то­мо­би­ля так­же произой­дет до устра­не­ния на­ру­ше­ния - до предъ­яв­ле­ния дей­ству­ю­ще­го по­ли­са. Но рос­си­я­ни­ну ку­пить «Зе­ле­ную кар­ту» не­льзя, а мож­но ку­пить аль­тер­на­тив­ную стра­хов­ку в ви­де местно­го по­ли­са ОСАГО, что так­же мо­жет сто­ить очень не­де­ше­во. К то­му же та­кой по­лис мож­но ку­пить да­ле­ко не вез­де - воз­мож­но, за ним при­дет­ся ехать в дру­гой го­род (без ав­то­мо­би­ля это мо­жет стать се­рьез­ной пробле­мой).
  • В не­ко­то­рых евро­пей­ских стра­нах ез­да без по­ли­са «Зе­ле­ная кар­та» счи­та­ет­ся се­рьезным адми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем и мо­жет при­ве­сти к аре­сту во­ди­те­ля. Но уж точ­но во­ди­тель, до­пу­стив­ший ез­ду без по­ли­са, бу­дет, ско­рее всего, вне­сен в так на­зы­ва­е­мый чер­ный спи­сок и ему бу­дет вре­мен­но запре­щен въезд в стра­ны Шен­ген­ско­го со­гла­ше­ния.

Са­мым не­при­ят­ным мо­жет стать ДТП по ви­не во­ди­те­ля, у ко­то­ро­го нет по­ли­са «Зе­ле­ная кар­та». В не­ко­то­рых стра­нах та­кое на­ру­ше­ние счи­та­ет­ся уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем и мо­жет по­влечь да­же тю­рем­ное за­клю­че­ние во­ди­те­ля. Кро­ме то­го, во­ди­тель бу­дет обя­зан само­сто­я­тель­но компен­си­ро­вать по­тер­пев­шим весь при­чи­нен­ный им ущерб. В слу­чае при­чи­не­ния вре­да жиз­ни или здо­ро­вью сум­мы вре­да в евро­пей­ских стра­нах мо­гут быть астро­но­ми­че­ски­ми (выпла­ты по отдель­ным слу­ча­ям ле­че­ния до­сти­га­ют мил­лио­нов евро!).

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}