Знаете, в какой сфере важнейшее значение придают изучению того, как люди принимают решения и почему они ошибаются? В авиации. Потому что цена одной-единственной ошибки может оказаться чрезвычайно высокой. А еще потому, что именно человеческий фактор (то есть ошибочное решение специалиста) - наиболее частая причина всех аварий.
Был период, когда экономика считалась свободной от человеческого фактора. Считалось, что именно в этой области - издержек и прибыли - человек способен наиболее рационально принимать решения.
Этапы принятия решений и их характеристики в этой простой модели таковы:
- Определение поля для анализа: принимая экономические решения, человек изучает только экономические данные.
- Сбор информации: человек способен собрать всю информацию, имеющую отношение к делу.
- Выработка решения: человек способен полностью обработать полученную информацию и принять наилучшее для себя решение.
- Реализация решения: человек способен вести себя в строгом соответствии с принятым решением. Его поведение предсказуемо изменяет экономические данные.
Второй и третий этапы этой модели - сбор информации и выработка на ее основе решения - характеризуют способность человека быть рациональным. Рациональность можно определить, как способность человека непротиворечиво ранжировать имеющиеся альтернативы и выбирать из них наилучшую в соответствии с определенным критерием. Мы говорим о неограниченной рациональности, если, как в этой простой модели, считаем возможным собрать и обработать всю относящуюся к делу информацию, а также принять наилучшее решение (подробно эти вопросы изучают в разделе «Потребительский выбор» экономической теории).
Однако в экономике, как и в авиации, невозможно долго игнорировать человеческий фактор.
Простая модель затрещала по швам. Сначала Герберт Саймон ввел в экономическую теорию понятие ограниченной рациональности, указав на то, что наши мыслительные способности, а также технические и финансовые возможности собирать и обрабатывать информацию ограниченны. Затем и вовсе возник новый раздел экономической науки - поведенческая экономика. А простая модель стала сложной.
Поведенческая экономика и ее методы
Поведенческая экономика изучает влияние социальных, познавательных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений и поведение людей. Кроме того, предметом интереса поведенческих экономистов являются рыночные аномалии (например, календарные эффекты ценообразования на фондовом рынке).
Наиболее широко применяемые поведенческими экономистами методы - опросы и эксперименты, специально разрабатываемые учеными. Еще один метод - фиксация с помощью специального оборудования физиологической реакции людей на какие-то стимулы (так, например, изучают воздействие рекламы). Проводимые различными организациями реформы в определенных областях жизни людей позволяют получать данные полевых исследований об изменении поведения людей.
Так называемую Нобелевскую премию по экономике (премию Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля) получили два представителя этой научной школы. В 2002 году - Даниэль Канеман за применение психологических методов в экономической науке, в особенности при исследовании принятия решений в условиях неопределенности. В 2017 году - Ричард Талер за свой вклад в поведенческую экономику и демонстрацию того, что ограниченная рациональность, социальные предпочтения и недостаток самоконтроля систематически влияют на принимаемые в экономике решения.
Этапы принятия решений и их характеристики в этой более реалистичной модели таковы:
- Определение поля для анализа: принимая экономические решения, человек может опираться на самые разные данные, восприятие которых искажается его культурными установками, эмоциональным состоянием и контекстом ситуации выбора.
- Сбор информации: человек редко бывает способен собрать всю релевантную информацию, часто принимает решение исходя из единственного значимого фактора.
- Выработка решения: способности человека по обработке имеющейся информации и принятию наилучшего для себя решения ограничены.
- Реализация решения: человек не способен вести себя в строгом соответствии с принятым решением. Между намерением и поведением, как правило, существует разрыв, а само поведение отклоняется от оптимального в результате поведенческих ошибок. Влияние разнообразного поведения множества людей на экономические данные не всегда предсказуемо.
Давайте разбираться подробнее.