Учебное пособие по финансовой грамотности logo logo
Главы
Нашли ошибку?
Выделите текст,
и нажмите Ctrl+Enter

1.1.4. Проблемы восприятия информации

Проблемы восприятия информации

Проблемы восприятия информации

Асимметрия информации

Есть достаточно много областей (и финансовая сфера - одна из них), где покупателю практически невозможно заранее определить, насколько качественной окажется покупаемая услуга или товар. Например, в финансах часто только тот, кто предлагает финансовую услугу, знает, собирается ли он ее выполнять (платить по вкладу или переводить деньги по распоряжению клиента, возмещать ущерб по страховому случаю и т.д.).

Более того, [[механизм ухудшающего отбора:000007ea]], описанный Джорджем Акерлофом в 1970 году, предполагает уход с рынка продавцов качественных товаров и услуг, если это качество никак невозможно продемонстрировать до продажи. До определенной степени такая ситуация характерна для банковской системы тех стран, где существует система страхования вкладов. Если вкладчик открывает вклад в пределах защищаемого системой лимита, ему безразлично, действительно ли банк собирается выполнять свои обязательства или вклад с процентами ему вернется через систему страхования вкладов (о том, что у нас в стране не все так просто, см. главу 6 «Сбережения»).

Ухудшающий отбор и его последствия

Джордж Акерлоф, получивший в 2001 году Нобелевскую премию по экономике за анализ рынков с несимметричной информацией, описал механизм ухудшающего отбора в своей знаменитой статье «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм». В качестве иллюстрации он рассматривал рынок подержанных автомобилей, среди которых встречаются машины как хорошего качества, так и плохого (собственно «лимоны» на жаргоне продавцов машин).

Покупатели, не обладающие особыми навыками, не способны отличить плохую машину от хорошей. Поэтому они готовы платить за машину «усредненного» качества какую-то «усредненную» цену. Продавцы по такой «усредненной» цене готовы продавать только те машины, качество которых невысоко (хорошие машины стоят дороже). Однако чем ниже среднее качество продаваемых машин, тем ниже будет средняя цена, которую готовы платить покупатели. В результате на рынке могут остаться только плохие машины, (то есть «лимоны»).

В качестве одного из примеров подобного «сокращения рынка» Акерлоф приводит невозможность приобрести добровольную медицинскую страховку для людей старше 65 лет. Здоровье таких людей в среднем хуже, чем у более молодых. Поэтому страховые компании будут предлагать им страховку по более высокой цене. Но по этой цене ее согласятся купить только те, кому она точно понадобится. Это приведет к более высоким издержкам страховых компаний, следовательно еще более высокой цене страховки (и полному исчезновению не очень больных покупателей таких страховок). В результате, страховые компании обычно просто не продают полисы для этой группы людей.

Что можно противопоставить действию ухудшающего отбора? Одно из решений – это государственные гарантии единой цены. Если государство гарантирует единую не очень высокую цену на страховки в рамках программы государственного добровольного страхования пожилых людей, то среди покупателей будет много людей с разным уровнем здоровья. Это позволит сохранить затраты на предоставление им медицинской помощи на невысоком уровне, и в целом такие программы могут быть прибыльными.

Другое решение – это частные гарантии качества. Товарные знаки, стандарты торговых и сервисных «сетей» и другие способы создания репутации позволяют производителю или продавцу выделять свои товары и услуги из общей безликой массы непонятного качества. И в результате успешно продавать их покупателям по более высокой цене.

Конечно, и в финансовой сфере бывают достаточно очевидные случаи плохого качества вроде неправильно оформленного договора об открытии банковского вклада или финансовых пирамид. Но даже они неизбежно притягивают к себе доверчивых людей.

Есть примеры асимметрии информации в другую сторону. На рынке страхования или при выдаче беззалоговых кредитов часто именно покупатели страховки или заемщики обладают более полной информацией о том, насколько подвержено тому или иному риску их имущество или здоровье (а также планируют ли они выплачивать кредит). Однако многостраничные правила страхования и многоступенчатые процедуры взыскания задолженностей все равно позволяют финансовым организациям занять более сильную позицию.

Избыток информации

Современная цифровая эпоха предоставляет нам гигантское количество информации практически о любом предмете. Поисковики, фильтры, отзывы и рекомендации упрощают поиск. Однако качество, важность, актуальность информации, а еще потраченное время на ее анализ все равно остаются большой проблемой.

Трейдеры на рынке ценных бумаг или валютном рынке часто пытаются совершать сделки, опираясь на постоянно обновляемые экономические новости и финансовые данные. Объем доступной им информации так велик, что часть информации переоценивается, часть неизбежно недооценивается, а в результате совершаются убыточные операции.

Отсутствие информации

В финансовой сфере значительной части необходимой нам информации просто не существует в тот момент, когда нам необходимо принимать решения. Невозможно заранее знать, насколько изменится курс иностранной валюты в ближайшие полгода, совпадет ли реальное изменение цен на покупаемые вами товары с прогнозируемым уровнем инфляции в стране, вырастут или упадут цены на квартиры и даже заплатят ли вам и в каком размере премию на работе по итогам месяца.

И рада бы проанализировать, да нечего

И рада бы проанализировать, да нечего