Учебное пособие по финансовой грамотности logo logo
Главы
Нашли ошибку?
Выделите текст,
и нажмите Ctrl+Enter

1.3.2. Смещение к настоящему

Вы помните, что так в поведенческой экономике называют предпочтения «сегодняшних» денег? Кстати, ученые выяснили, что, вероятно, одна из причин этого в том, что как биологический вид мы стадное существо. Мы ведем себя так, потому что все, что кто-то из нас решил сберечь на будущее, может быть захвачено и съедено ловким сородичем.

Как же ученые выясняют, насколько мы предпочитаем сегодняшние деньги завтрашним? Они проводят эксперименты, и мы сейчас последуем их примеру.

Пожалуйста, в каждом из вариантов выберете тот исход, который представляется вам более ценным:

Что именно вы предпочтете в каждом варианте

Что именно вы предпочтете в каждом варианте

Если вы похожи на большинство людей, то вы предпочтете получение меньшего выигрыша, но немедленно (исход 1 в варианте А) и согласитесь на дополнительную отсрочку для получения большего выигрыша (исход 2 в варианте Б). Говоря научным языком, смещение к настоящему означает, что мы дисконтируем (то есть недооцениваем, от слова «дисконт» - «скидка») ближайшее будущее по сравнению с настоящим гораздо сильнее, чем очень далекое будущее по сравнению с просто далеким.

Еще одним примером смещения к настоящему стали результаты исследования, в котором изучалось поведение студентов бизнес-школы Чикагского университета1. За участие в каком-то опросе студентам обещали заплатить определенную сумму денег. При этом каждый студент мог выбрать, получить ли обещанную сумму сразу же после опроса или гораздо большую сумму через 2 недели. Большинство студентов выбрали немедленное получение меньшей суммы. Однако, получив от организаторов чеки2, студенты не спешили их обналичить. Многие обналичили чеки только через 4 недели после опроса, а кто-то только через 30 недель.

Наше свойство «хотеть пусть небольшое вознаграждение, но прямо сейчас» отлично знакомо продавцам различных товаров и услуг и вовсю ими эксплуатируется. На нем основаны не только кредиты и рассрочки (получаем вещь уже сейчас, а платим больше потом), но и программы лояльности для клиентов (получи прямо сейчас баллы на свой виртуальный счет, скидку на следующую покупку или зонтик, а потом уже осознай, что эта покупка по такой цене была тебе не очень-то и нужна).

Ученые сравнили данные о временных предпочтениях 606 американцев и то, как эти люди пользовались кредитными картами3. Выяснилось, что вероятность иметь долг по кредитной карте была на 15 процентных пунктов выше у индивидов, ориентированных на настоящее. А величина долга у таких заемщиков была на 25% выше, чем у заемщиков с несмещенными временными предпочтениями.

Контролируя фоновые характеристики и кредитные ограничения, Майер и Шпренгер (2010) обнаружили, что отдельные покупатели, которые в поведенческих экспериментах склонялись к немедленному, а не отсроченному вознаграждению в поведенческих экспериментах, также имели более высокую задолженность по кредитным картам и более высокую вероятность погашения долга. Исследование показало, что долги этих «предвзятых к настоящему» людей были в среднем примерно на 500 долларов выше, чем у людей, не склонных к предубеждениям.


  1. Reuben, Ernesto, Sapienza Paola, Zingales Luigi. Procrastination and Impatience. Working Paper 13713, National Bureau of Economic Research. Cambridge, MA, 2007.
  2. Банковские чеки это форма безналичных платежей, особенно популярная до повсеместного распространения банковских карт. В России чеки почти не использовались.
  3. Meier, S. & Sprenger, C. (2010). Presentbiased preferences and credit card borrowing. American Economic Journal: Applied Economics, 2(1), 193–210