Размер налогов в разных странах может различаться очень сильно, и зависит он не только и не столько от аппетитов государства, сколько от размера и традиций страны, ее экономической политики и отношения населения к правам и обязанностям налогоплательщиков. Кроме того, в любой налоговой системе существуют законные (существуют и не очень законные) способы оптимизации налогового бремени, которые доступны для большинства граждан. Налоговое законодательство постоянно изменяется — это касается и ставок, и льгот, и даже видов налогов. Поэтому знание принципов применяемой налоговой системы это хороший способ повышения эффективности управления своим личным бюджетом.
В России (как и в большинстве стран мира) граждане платят два типа налогов — налоги с доходов и налоги с имущества. На языке законодательства это называется «объекты налогообложения», то есть «обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога» (Статья 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет свой объект налогообложения.
Налог на личные доходы в России один, он так и называется — налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации)1. Иногда его еще называют по старинке «подоходный налог». НДФЛ рассчитывается как определенный процент от определенного вида дохода гражданина. Относительно этого налога важно понимать три основных обстоятельства.
Во-первых, в России применяется, в основном, плоская шкала подоходного налогообложения. Это означает, что его ставка не меняется в зависимости от размера дохода гражданина. Ставка зависит только от вида дохода (единственное пока исключение, появившееся с 2021 года — налоги на доходы свыше 5 млн рублей). Такая система существует далеко не везде, многие государства применяют прогрессивную шкалу налогообложения, при которой забираемая государством доля дохода растет по мере его роста.
Плоская или прогрессивная?
По состоянию на сегодня Россия является одной из очень немногих стран с плоской шкалой подоходного налогообложения. Это является одним из главных аргументов в пользу предложений о переходе к прогрессивной (по ставке, ступенчато растущей в зависимости от уровня дохода) шкале подоходного налогообложения.
Два других аргумента связаны со справедливостью («богатые должны платить больше») и эффективностью («зачем брать с бедных, возвращая им взысканное в качестве мер социальной помощи, задействуя на обоих этапах государственный аппарат; при этом богатые куда легче расстанутся с десятым миллионом, чем бедный с десятой тысячей»).
Однако есть и другой взгляд на эту проблему.
Налоги есть фактически плата члена общества за потребляемые им общественные блага, производимые государством по указанию общества. Понятно, что бедные члены общества, как правило, потребляют общественные блага не в меньшем, а в равном или даже большем размере, чем богатые. Просто задумайтесь, кто более вероятно воспользуется государственным детским садом, услугами медицинских учреждений в рамках обязательного медицинского страхования или государственной школой, а кто предпочтет их частные эквиваленты?
Вопреки всеобщему убеждению, подоходные налоги, в принципе, существуют не так давно. Например, в США до 1913 года подоходные налоги в принципе были запрещены как неконституционные. Тем не менее их широкое распространение на текущий момент, преимущественно в версии с прогрессивной шкалой, не должно отвлекать от того факта, что прогрессивная шкала (вместе с налоговыми вычетами) — это прежде всего не высокие налоги на высокие доходы, а низкие (или нулевые) налоги на низкие доходы.
Речь в данном случае идет не о справедливости, а об эффективности: в чем смысл гонять деньги сначала в виде налогов бедняков в бюджет, чтобы потом возвращать их им из бюджета в виде разного рода мер социальной поддержки, нагружая государственную инфраструктуру и генерируя избыточные транзакционные издержки?
К аргументам против введения прогрессивного налогообложения доходов в России, помимо сложности администрирования (что при современном уровне информатизации налогового администрирования уже давно не проблема), относится и доступность наиболее состоятельным гражданам широкого спектра инструментов налогового планирования (вплоть до приобретения иностранного налогового резидентства, например Швейцарии, Монако или Финляндии), позволяющего избежать высокого налогообложения в РФ.
Важно еще и другое: решение о повышенном (в процентном отношении — в абсолютном — богатые платят больше налогов и при традиционной плоской шкале) налогообложении высоких доходов должно созреть в обществе, причем не в той его части, которая мечтает об очередном перераспределении, а в той, которая и будет платить эту повышенную ставку.
Подоходный налог в разных странах мира в 2017 году
Источник: Инфографика газеты «Аргументы и факты»
Во-вторых, основная ставка НДФЛ в России составляет 13%, по ней облагается большинство доходов: заработная плата, доходы от аренды недвижимости и многие другие виды поступлений. Но иногда к доходам российских граждан2 применяется ставка 35%. Ею облагаются, например, доходы от выигрышей в рекламных лотереях свыше 4 тыс. рублей в год.
В-третьих, в большинстве случаев российский гражданин платит НФДЛ не сам, а это делает за него налоговый агент, который удерживает часть дохода в момент выплаты и затем перечисляет государству. Типичным налоговым агентом является работодатель, который отдает сотрудникам не всю начисленную зарплату, а за вычетом 13%. Налоговыми агентами выступают также часто банки и брокерские компании, если они являются источниками выплаты доходов, подлежащих налогообложению. Поскольку шкала налогообложения плоская и получение денег из разных источников никак не влияет на размер ставки, то от налогоплательщика больше ничего не требуется: все его обязанности перед государством считаются исполненными.
Однако бывают ситуации, когда налогового агента нет и гражданин должен самостоятельно рассчитать НДФЛ, а затем заплатить его. Чаще всего это происходит при продаже имущества или сдаче его в аренду. В этом случае необходимо заполнить специальную форму налоговой декларации, передать ее в налоговую инспекцию и затем заплатить налог.
| 13% | 15% | 35% |
|---|---|---|
| • Заработная плата • Повышенные ставки в банках • Сдача недвижимости в аренду • Продажа имущества | • Некоторые виды регулярных доходов свыше 5 млн руб в год (п.1 ст. НК 224 и п.2.1 ст.210 НК РФ) | • Стоимость выигрышей и призов в рекламных лотереях |
Резиденты и нерезиденты
В условиях глобализации и постоянных перемещений по миру все актуальнее становится вопрос: в какой стране платить налоги? Если с имуществом все более-менее однозначно (где оно находится — там и платится налог), то с подоходным налогом ситуация сложнее.
С одной стороны, можно получать доходы из российских источников, но физически находиться, например, на Кипре. С другой стороны, можно жить в России, но получать доход из-за рубежа.
Для регулирования этой проблемы в Налоговом кодексе РФ введен статус налогового резидента (статья 207 НК РФ). Налоговыми резидентами РФ являются все физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее полугода (183 календарных дня) в течение 12 месяцев подряд. Налоговыми резидентами являются также командированные за границу военнослужащие, работники органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, не потеряв статус налогового резидента, можно выехать за границу на срок до шести месяцев для лечения или обучения.
Также с точки зрения размера ставки НДФЛ к налоговым резидентам приравнены граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который, кроме России входят Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия. Доход таких сотрудников-иностранцев с первого дня их работы в российской компании облагается по ставке в 13%, независимо от наличия или отсутствия у них статуса налогового резидента.
Остальные лица, получающие доходы из российских источников, налоговыми резидентами не являются.
К резидентам и нерезидентам могут применяться разные правила налогообложения доходов, даже если характер и источник этих доходов одинаковы.
В последние годы все бо́льшую популярность набирает практика перевода штатных сотрудников организаций на полную или частичную дистанционную форму исполнения трудовых обязанностей. Эта тенденция началась с периода пандемии и продолжается сейчас. При этом возникают случаи, когда сотрудник выполняет свою работу в «удаленном» формате в том числе за пределами России.
Появление такой новой категории дистанционных работников потребовало внесения определенности в правила налогообложения доходов от их деятельности. Доходы в виде вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей дистанционных работников российских компаний относятся к доходам от источников в России.
При этом, если физическое лицо уплачивает налог с указанных доходов в стране своего резидентства и с такой страной у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то налог, исчисленный в отношении таких доходов в стране резидентства, можно уменьшить на сумму НДФЛ, уплаченного в России.
Речь идет о тех доходах, которые выплачиваются российскими организациями (обособленными подразделениями иностранных организаций, зарегистрированными в России) своим сотрудникам, работающим дистанционно за пределами России и не затрагивает вопросы налогообложения доходов работников зарубежных филиалов российских компаний.
Принципы налогообложения, исторически заложенные в Налоговом кодексе по НДФЛ, сохраняются вне зависимости от формы трудовой деятельности (дистанционно или в офисе): физические лица, работающие и получающие выплаты в России, но живущие более 180 дней за ее пределами, должны платить налог по ставке 30%, а те, кто постоянно живут и работают в России, — по ставкам 13–15%.
Другой тип налогов — имущественные, то есть объектом налогообложения являются разные принадлежащие людям вещи и ценности. Тут многообразия больше — как в плане того, с чего берется налог, так и в плане применяемых ставок налогообложения. Имущественные налоги в России уплачиваются раз в год на основании платежного извещения, направляемого гражданину налоговым органом по почте либо через личный кабинет налогоплательщика в сети интернет.
Но главное, на что надо обращать внимание при планировании и расчете этих налогов, — это определение стоимости имущества. Имущественных налогов для граждан в России три.
Собственники недвижимости (домов, квартир, комнат, гаражей и т.д.) платят налог на имущество. Он описан в главе 32 Налогового кодекса РФ. В базах данных, которыми пользуются налоговые органы, у каждого объекта недвижимости есть так называемая кадастровая стоимость. Она определяется специализированными организациями, записывается в государственном реестре и используется налоговыми органами для расчета сумм налогов.
Ставка налога определяется органом местного самоуправления и обычно составляет долю процента от кадастровой стоимости. Ставки могут быть прогрессивными, то есть чем дороже имущество, тем больше ставка, а также различаться по видам имущества (например, жилые помещения будут облагаться по одной ставке, а коммерческие — по другой). Максимально возможная ставка — 2% от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Отдельный налог — земельный — платят владельцы и некоторые пользователи земельных участков. Ему посвящена глава 31 Налогового кодекса РФ. Арендаторы земли, если договор аренды срочный, этот налог не платят, а вот те, кто пользуется землей по праву бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, с точки зрения земельного налога приравниваются к собственникам и платить его должны. У каждого земельного участка также есть кадастровая стоимость. Так же, как и в случае с налогом на имущество, ставки земельного налога устанавливаются на местном уровне, а Налоговый кодекс ограничивает их предельный уровень по разным видам земель от 0,3% (это относится, например, к дачным участкам) до 1,5% от кадастровой стоимости.
Споры вокруг кадастровой оценки стоимости недвижимости
С момента появления кадастровой стоимости в качестве налоговой базы (сначала — по земельному налогу, затем — по отдельным видам недвижимого имущества для налога на имущество организаций и наконец — по налогу на имущество физических лиц), начались споры об адекватности уровня кадастровой стоимости того или иного объекта налогообложения (земельного участка, дома, квартиры, гаража).
Кадастровая оценка в большинстве случаев осуществляется методами массовой оценки на основе данных о сделках с соответствующим имуществом (в среднем — с заниженной ценой). Ее результат действует на протяжении ряда лет и потому не следует за колебаниями рынка, однако кадастровую стоимость можно оспорить — как в досудебном порядке, так и в судах. Впрочем, процесс оспаривания потребует заказа (и оплаты услуг) оценки объекта у независимого оценщика, что в большинстве случаев окажется экономически нецелесообразным.
Для того чтобы знать точную сумму налога, обязательным условием является значение кадастровой стоимости объекта недвижимости. Ее можно получить с помощью специального он-лайн сервиса Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request. Налоговый калькулятор на сайте ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/service/nalog_calc/ позволяет произвести расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц тут.
Стоит помнить, что по налогу на имущество физических лиц, исчисляемому сейчас в большинстве субъектов РФ от кадастровой стоимости, предусмотрен налоговый вычет (в размере кадастровой стоимости 10 кв. м для комнаты, 20 кв. м для квартиры и 50 кв. м для жилого дома), а для многодетных семей есть дополнительные льготы, предусмотренные пунктом 6.1 статьи 403 НК РФ. Экономический смысл этого вычета вовсе не в наличии некоей социальной нормы жилья, которую почему-то не нужно облагать имущественными налогами, а в том, что он позволяет с лихвой устранить неточности кадастровой оценки по 99 % подлежащих налогообложению объектов недвижимости. По земельному налогу для всех пенсионеров, предпенсионеров, многодетных семей и некоторых других категорий граждан (п. 5 статьи 391 НК РФ) предусмотрен вычет в размере 600 кв.м (шести соток) площади одного земельного участка. Если участков в собственности несколько, то до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, в налоговую инспекцию подается уведомление о выбранном для вычета объекте. Если уведомление не подать, то налоговая инспекция определит льготный объект сама, исходя из принципа максимального сокращения налоговой нагрузки для налогоплательщика.
Третий имущественный налог для россиян — транспортный. Это уже не местный, а региональный налог, и поэтому регулируется он на уровне субъектов Российской Федерации. Его платят владельцы абсолютно всех средств передвижения — автомобилей, мотоциклов, яхт, самолетов, снегоходов и т.п., которые подлежат государственной регистрации. Если такой регистрации нет (как, например, для велосипедов), то налог платить не нужно. В отличие от двух других имущественных налогов, величина транспортного налога зависит не от стоимости3, а от технических параметров транспортного средства (например, для автомобилей это мощность двигателя). Налоговый кодекс РФ, в котором транспортному налогу посвящена Глава 28 Транспортный налог, устанавливает ставки налога, которые региональные власти могут увеличивать или уменьшать, но не более чем в 10 раз.
Имущественные налоги уплачиваются на основе расчетной информации, направляемой налоговыми органами налогоплательщикам. Срок уплаты налогов — не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом.
| Объект | Недвижимость | Земля | Транспорт |
|---|---|---|---|
| От чего зависит ставка | Кадастровая стоимость, вид недвижимости | Кадастровая стоимость, назначение участка | Технические параметры средства |
| Предел ставки | Может быть прогрессивной. 2% от кадастровой стоимости | 1,5% от кадастровой стоимости | 10Х от ставок, указанных в главе 28 НК РФ |
| Срок уплаты | не позднее 1 декабря следующего года | не позднее 1 декабря следующего года | не позднее 1 декабря следующего года |
- С 2019 года в России появился “налог на профессиональный доход” (иногда его называют “налогом на самозанятых”), который при определенных обстоятельствах можно считать альтернативой НДФЛ. Он введен в порядке налогового эксперимента и напрямую в Налоговом кодексе РФ не упомянут. Подробнее о нем можно прочитать в соответствующем параграфе Главы 3 “Доходы” ↵
- НДФЛ для иностранцев (точнее, для нерезидентов) установлен в размере 30% от всех доходов, за исключением доходов от акций российских компаний (тут применяется ставка в 15%). ↵
- Однако для легковых автомобилей стоимостью более трех миллионов рублей при расчете налога применяются специальные повышающие коэффициенты, зависящие от возраста автомобиля. Соответствующие перечни автомобилей ведет и публикует Минпромторг России. ↵