Учебное пособие по финансовой грамотности logo logo
Главы
Нашли ошибку?
Выделите текст,
и нажмите Ctrl+Enter

3.3.2. Создание бизнес-плана

Не стоит регистрировать ИП или фирму без идеи и четкого понимания, как вы будете получать систематическую прибыль. Малый бизнес в особенности может быть конкурентоспособным только в том случае, если его владелец обладает активом, который дает ему конкурентные преимущества. И чаще всего этот актив — его собственные способности, навыки.

Начать стоит с составления бизнес-плана. Рациональный потребительский выбор предполагает сопоставление всех плюсов и минусов от покупки товара. Также и начинающий бизнесмен должен сопоставить все выгоды и издержки открытия своего бизнеса, даже если он собирается зарегистрировать ИП, обороты которого будут очень малы.

Бизнес-план выполняет несколько функций:

  • помогает четко сформулировать цели бизнеса, предполагаемые результаты деятельности компании, пути их достижения;
  • содержит расчет первоначальных и текущих затрат, а также предполагаемые доходы, позволяет рассчитать предполагаемую рентабельность бизнеса;
  • является документом, на основании которого потенциальные инвесторы оценивают перспективы бизнеса.

Бизнес-план не должен быть объемным, но должен содержать информацию, необходимую как для принятия внутренних решений, так и для привлечения инвестиций (если это потребуется).

Итак, бизнес-план начинается с описания цели, задач и действий для их достижения. Важно определить длительность этапов движения к цели (можно поставить минимальную и максимальную продолжительность), - это облегчает планирование и дисциплинирует.

Далее необходимо проанализировать рынок и место вашей компании на нем. Для этого надо исследовать стороны спроса и предложения.

Спрос – это потребители ваших товаров и услуг. Потенциальных покупателей рекомендуется разделить на группы и по каждой рассмотреть заинтересованность продукцией, каналы продвижения и платежеспособность. Таким образом вы сможете понять, будут ли люди готовы платить за вашу продукцию и сколько потребуется денег для ее продвижения.

Предложение – это вы и ваши конкуренты. Надо понять, насколько ваш товар уникален, есть ли у него заменители, кто их предлагает. Рекомендуется сделать список всех (или хотя бы наиболее крупных) компаний на рынке, собрать информацию об особенностях их продукции, стратегиях продвижения товара и целевых аудиториях. Это позволит определить вашу нишу на рынке, а возможно и воспользоваться лучшими практиками.

Если вы видите свое место на рынке, то можно переходить к планированию расходов и доходов. В расходную часть войдут: затраты на регистрацию (битая ссылка!!!) и получение необходимых сертификатов и лицензий, аренда помещения, закупка материалов и оборудования, оплата персонала, расходы на маркетинг. Важно не забыть и про регулярные обязательные платежи: налоги, погашение кредита (если его пришлось брать), роялти (если вы открываете бизнес по франшизе). Доходы заранее определить сложно, но тоже необходимо. Для этого надо понять, сколько продукции вы сможете производить и продавать (это не одно и то же) и по какой цене.

Далее надо соотнести доходную и расходную части бюджета и определить, будет ли ваш бизнес рентабельным. Обычно для этого рассчитывают такие показатели как чистая приведенная стоимость (NPV), индекс рентабельности инвестиций (PI) и дисконтированный период окупаемости (DPP).

Все эти показатели предполагают дисконтирование будущих доходов и расходов. Дисконтирование – один из важнейших принципов экономики. Оно позволяет корректно учитывать будущие доходы и расходы. Как правило, люди предпочитают получать деньги и вещи сегодня, а не завтра или через месяц. Этот психологический факт лежит в основе банковского процента. Вы готовы платить процент по кредиту, чтобы получить желаемое сейчас. И делать вклады в банке вы тоже готовы только под процент, потому что вы отказываетесь от текущего потребления ради будущего. Дисконтирование – это определение текущей стоимости денежной суммы, которую вы получите в будущем. Для того, чтобы узнать, какую ценность сегодня имеет полученная через год 1000 рублей, надо эту сумму умножить на коэффициент дисконтирования.

\(\text{Коэффициент дисконтирования} = \frac{1}{1 + r}\)

\(r\) – это ставка дисконтирования. Ее можно взять равной проценту по банковскому вкладу. Если средняя годовая ставка процента по вкладу равна \(6%\), то \(1000 \) рублей, которую вы получите через год сегодня имеет для вас ценность \(1000/(1+0,06) = 943,4\) рубля, то есть на \(56,6\)рубля меньше, чем \(1000\) рублей, которую вы держите сегодня в руках.

Расчет показателей рентабельности бизнеса

Чистая приведенная стоимость \((NPV)\) – это показатель превышения доходов над расходами (или наоборот). В формулу \(NPV\) доходы записываются со знаком плюс, а расходы со знаком минус. Если результат больше 0, то проект рентабелен. Будущие доходы и расходы необходимо продисконтировать, т.е. умножить на коэффициент дисконтирования. Если суммы будут тратиться в течение нескольких лет, то коэффициент дисконтирования возводится в степень, равную количеству лет, отделяющему вас от трат или доходов. Например, если сейчас вам надо вложить в бизнес 100 000 рублей, но при этом через год вы надеетесь получить 60 000 рублей, а еще через год 80 000 рублей, то чистая приведенная стоимость при ставке дисконтирования 6% составит:

\(NPV = -100000 + \frac{60000}{1+0{,}06} + \frac{80000}{(1+0{,}06)^2} = 27803{,}5\)

Эта сумма больше 0, а значит наш проект рентабельный.

Индекс рентабельности инвестиций \((PI)\) также показывает приведенную стоимость проекта, но в расчете на единицу инвестиций. Этот индекс позволяет проранжировать проекты, имеющие примерно одинаковую чистую приведенную стоимость. Рассчитаем индекс для нашего условного проекта.

\(PI = \frac{\frac{60000}{1+0{,}06} + \frac{80000}{(1+0{,}06)^2}}{100000} = 1{,}28\)

Индекс больше единицы, поскольку наш проект рентабельный. Чем выше значение индекса, тем более рентабельный наш проект.

Дисконтированный период окупаемости \((DPP)\) – период возврата денежных средств с учетом их текущей стоимости. Это время, за которое окупятся ваши инвестиции. При этом учитывается, что чем дольше срок окупаемости, тем ниже ценность полученных средств. Определим период окупаемости нашего условного проекта. Для этого надо рассчитать приведенную стоимость \((PV)\) наших доходов и сравнить с инвестициями:

\(PV_1 = \frac{60000}{1+0{,}06} = 56603{,}8 < 100000\)
- за год наш проект не окупится

\(PV_2 = \frac{60000}{1+0{,}06} + \frac{80000}{(1+0{,}06)^2} = 127803{,}5 > 100000\)
- проект окупится менее, чем через 2 года.

Необходимо не только рассчитать общую рентабельность проекта, но и проанализировать, как будут распределены потоки доходов и расходов во времени. Если вы потратите все денежные средства на аренду помещения, закупку оборудования и материалов для производства первой партии товаров, а доходы от ее продажи ожидаются нескоро, то может не хватить средств на уплату налогов и закупку материалов для продолжения производства. Такие кассовые разрывы могут привести к банкротству вашего бизнеса.

Еще одним важным пунктом бизнес-плана является анализ рисков. Риски можно разделить на юридические (изменение законодательства, неправильно оформленные договора, участие в судебных разбирательствах); экономические (изменение курсов валют, рост инфляции, кризис отраслей экономики); коммерческие (неэффективность рекламной компании, поставка некачественного оборудования, неоплата поставленных товаров и услуг); форс-мажор (пожар, наводнение, ураган). В зависимости от вида вашего бизнеса можно выделить и другие виды рисков. Необходимо описать причины возникновения рисков, оценить возможный ущерб и сформулировать антирисковые мероприятия. Например, неправильно составленный договор может появиться, потому что вы не имеете юридического образования. Отсутствие в договоре некоторых ключевых пунктов может привести к тому, что ваши клиенты не будут своевременно производить оплату товаров и услуг, что приведет к банкротству. Антирисковым мероприятием является консультация юриста. Рекомендуется также обратиться к экспертам, чтобы они оценили вероятность возникновения рисков и насколько сильно они могут повлиять на ваш бизнес.

Но важно помнить, что основным риском для вашего бизнеса является ваша лень и невнимательность. Как сказал один успешный российский предприниматель: «Считать, будто можно сегодня что-то сделать, и оно будет работать всегда, — ошибка. Нечто будет работать ровно до того момента, пока люди, его родившие, будут вкладывать душу и силы»1.

Если вы действительно задумаетесь об открытии собственного бизнеса, в сети интернет можно найти много сайтов с примерами бизнес-планов для разных сфер бизнеса (например, бибосс).


  1. Александр Кравцов — создатель компании «Руян» и бренда «Экспедиция», автор книги «Бизнес как экспедиция»