Учебное пособие по финансовой грамотности logo logo
Главы
Нашли ошибку?
Выделите текст,
и нажмите Ctrl+Enter

5.2.6. С помощью мобильного телефона

Сейчас мобильный телефон с выходом в интернет становится незаменимым помощником в финансовых операциях: он позволяет и заплатить коммунальные платежи, и перевести деньги репетитору, и оплатить парковку, и расплатиться за покупки в магазине. Рассмотрим основные способы, как это можно сделать:

  • СМС-банкинг. Можно управлять услугами и средствами на карте при помощи СМС, которые вы отправляете на специальный номер с определенными командами. Таким способом можно проверять баланс карты, переводить деньги внутри своего банка другому физическому лицу, оплачивать мобильный телефон, получать информацию об операциях по своим картам, блокировать карту в случае утери или кражи и др.), пополнять счет, делать перевод через систему денежных переводов и так далее.

СМС-банкинг: управление денежными средствами на счету с помощью СМС

СМС-банкинг: управление денежными средствами на счету с помощью СМС
  • Мобильный банкинг. Современные банки предлагают своим клиентам собственные приложения мобильного сервиса, которые можно установить на смартфоне или планшете, к которому подключена сим-карта с номером, привязанным к банковской карте. Такие приложения позволяют проводить практически все банковские операции, доступные клиенту дистанционно. Подключить услугу можно в любом отделении вашего банка, обычно бесплатно. Обратите внимание, что в случае управления счетом через мобильное приложение команды отдаются не через сотовую связь, как в случае с СМС-банкингом, а через интернет. Иногда в путешествиях может случиться так, что Интернет-соединение слабое или совсем отсутствует и Wi-Fi поблизости нет, тогда зайти в мобильное приложение не получится, а вот СМС-банкинг может стать спасением.

Так или иначе…

Так или иначе…

Обратите внимание, что через веб-браузер мобильного телефона можно войти и в Интернет-банк, используя свой логин и пароль, но это не будет считаться мобильным банком. Часто банковские мобильные приложения позволяют совершать операции быстрее, но набор доступных сервисов в Интернет-банке, как правило, шире. Выбирать между этими форматами доступа к банковским счетам необязательно – можно пользоваться ими обоими в зависимости от степени удобства и целей. При этом учтите, что эти два интерфейса - экран мобильного телефона и компьютера или ноутбука - влияют определенным образом на восприятие и эффективность работы. Учитывайте особенности поведения!

  • Система Быстрых Платежей С начала 2019 года пользователям интернет-банкинга доступен новый сервис Банка России – СБП или Система Быстрых Платежей. Как подсказывает нам название, сервис обеспечивает быстрый перевод денег. В отличие от привычного межбанковского перевода, который занимает несколько часов, перевод через СБП можно назвать мгновенным – деньги поступают на счет получателю в течение нескольких секунд. Кроме того, сервис работает круглосуточно и каждый день, что означает, что деньги можно отправить ночью, а также в выходные и праздничные дни, когда банки не работают.

Источник: Официальный сайт СБП

Оператором СБП является Банк России, операционным платежным клиринговым центром – Национальная система платежных карт (НСПК). На официальном сайте сервиса СБП можно найти ответы на частые вопросы – размер комиссии, что делать если деньги не дошли до получателя, отмена перевода и т.д. Суточный лимит перевода средств через СБП между банковскими счетами физических лиц не может быть ниже 150 000 рублей. При этом переводы до 100 000 рублей в месяц осуществляются без комиссии, а далее комиссия составит в зависимости от банка не более 0,5% от суммы перевода, но не более 1,5 тыс. рублей за перевод.

Особенности поведения

Замечено, что, когда клиент управляет счетами через интернет-банк, его внимание рассеивается на другие объекты, которые отображаются на мониторе. В мобильном телефоне картинка не перегружена деталями, и пользователю легче сфокусировать внимание, что повышает эффективность работы в мобильном банке.

  • Мобильный телефон как карта. Телефон сам по себе может выступить средством доступа к вашим денежным средствам, то есть в этом случае для совершения покупки вы прикладываете телефон к платежному терминалу. Но, конечно, так можно использовать не каждый телефон, а только те, что оснащены NFC-чипом и имеют программное обеспечение, поддерживающее бесконтактные платежи. Для осуществления платежа вам необходимо запустить приложение, авторизоваться в нем (с помощью PIN-кода, отпечатка пальца и других способов), ввести платежный PIN-код и поднести смартфон к терминалу, который поддерживает бесконтактную оплату. Деньги списываются с карты, привязанной к приложению. При этом кассир видит только ваше имя и срок действия карты, но не номер карты - в связи с этим такие платежи считаются более безопасными, чем платежи банковской картой, поскольку в момент, когда клиент оплачивает банковской картой через терминал, можно визуально или с помощью специальных технических средств и приемов установить номер карты и ее код безопасности, что дает доступ к средствам на карте.

Оплата покупок с помощью смартфона

Оплата покупок с помощью смартфона

С развитием технологий возможности бесконтактной оплаты расширяются и технически средством оплаты может стать любой предмет.

Технологии: возможности бесконтактной оплаты

Когда появилась технология бесконтактной оплаты MasterCard (первый коммерческий запуск состоялся в 2005 году), в мире платежей произошла революция: с этого момента пластиковая карта перестала быть единственно возможным способом оплаты. То есть средством оплаты, в принципе, может стать любой предмет, в который можно встроить чип, с помощью которого и происходит оплата. Это могут быть наручные часы, браслет, брелок и так далее. Развитие технологий идет по пути создания максимально удобных средств оплаты, которые всегда под рукой (или на руке).

Часы со встроенным чипом, позволяющие оплачивать покупки

Часы со встроенным чипом, позволяющие оплачивать покупки

Есть и недостатки использования мобильного телефона как ключа доступа к вашим денежным средствам: в случае пропажи вашего мобильного вы рискуете не только контактами, дорогой вашему сердцу перепиской или фотографиями (что, впрочем, с облачными технологиями уже не привязано к самому телефону), но и вашими денежными средствами. Обезопасьте себя заранее - вот правила безопасности!

Правила безопасности для мобильного банкинга

Если вы подключили мобильный банк, то должны помнить, что теперь ваш телефон стал ключом к вашим денежным средствам, а значит, необходимо соблюдать некоторые правила осторожности, чтобы ваш ключ не попал в чужие недобрые руки - обязательно установите пароль на телефон, не оставляйте телефон без присмотра. Если у вас операционная система Apple, то обратите внимание на голосовой помощник Siri, который может стать точкой входа в ваш мобильный банк для злоумышленников (об этом полезная статья).

Не забывайте про надежные пароли. Ни в коем случае не устанавливайте один и тот же пароль для разблокировки телефона и входа в мобильное банковское приложение!

СМС или Push-уведомление?

Большинство банков предлагают своим клиентам опцию подтверждения операций по счету с использованием СМС или Push-уведомлений. Часто за это взимается отдельная плата, но все равно не стоит пренебрегать такой услугой, так как она позволяет своевременно следить за состоянием счета и может помочь сохранить ваши средства от мошенников. Обычно банки предлагают установить один из этих форматов оповещения на выбор пользователя (или один выбран по умолчанию, но и его, как правило, можно изменить). Тогда встает вопрос, а что же выбрать?

Push-уведомления принципиально отличаются от СМС тем, что они работают только при наличии подключения мобильного телефона к интернету и предустановленного банковского приложения, тогда как для СМС нужна только активная сотовая связь. Кто-то хочет быть независимым от подключения к интернету и предпочитает СМС, тогда как другие, наоборот, больше доверяют интернету, чем сотовой связи.

Кроме того, выбор может определяться двумя основными критериями: удобством и безопасностью. Удобство каждый определяет для себя в зависимости от своих потребностей. Однако и здесь существуют некоторые нюансы, о которых пользователь может поначалу не задумываться. Удобство СМС заключается в том, что их история сохраняется в памяти телефона, а вот Push-уведомления пропадают сразу после открытия в мобильном приложении или со временем. В то же время Push-уведомления (формат, звук и частоту оповещения и т.д.) можно регулировать в настройках телефона, а с СМС эти возможности могут быть ограничены. СМС могут быть подвержены задержкам по вине оператора сотовой связи, а Push-уведомления – из-за медленного интернета. К тому же некоторые банки взымают плату за оповещения по СМС, а Push-уведомления присылают бесплатно.

С безопасностью ещё сложнее. Оба способа могут быть уязвимы с точки зрения финансового мошенничества. СМС могут перехватываться, а вход в банковское приложение и последующее получение Push-уведомления можно настроить и с другого телефона. Специалисты в сфере финансовой безопасности до сих пор спорят, какой способ оповещения надежнее, так что единого совета тут нет. Какой бы вариант вы ни выбрали, все равно всегда лучше лишний раз проверить состояние счета самостоятельно в мобильном приложении или интернет-банке.