В большинстве развитых стран применяется не одна модель пенсионной системы, а их сочетание с бóльшим развитием распределительного или накопительного компонента. Эксперты Всемирного банка в 1994 году в докладе «Как предотвратить кризис старости» сформулировали концепцию трехуровневой пенсионной системы как наиболее устойчивой модели:
- первый уровень - минимальное государственное пенсионное обеспечение всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, на основе принципа солидарности поколений. Если взносов работников и работодателей не хватает для выплат пенсий, выделяются деньги из государственного бюджета. Основная цель - обеспечить пенсиями всех нетрудоспособных граждан, чтобы они не оказались за чертой бедности;
- второй уровень - обязательная накопительная система для повышения благосостояния будущих пенсионеров. Как правило, человек сам может выбрать, кому доверить сохранение и приумножение средств. Государство регулирует доходность и надежность пенсионных накоплений. Например, выдает лицензии негосударственным пенсионным фондам и определяет перечень финансовых инструментов, в которые можно вкладывать средства фондов;
- третий уровень - добровольное пенсионное обеспечение, основанное на индивидуальных и корпоративных накопительных программах.
Сочетание распределительной и накопительной систем обеспечивает социальную защиту и максимальную устойчивость.
Чья пенсионная система лучше
Австралийский центр финансовых исследований рассчитывает Глобальный пенсионный индекс, ранжируя 39 стран. При формировании индекса специалисты из Мельбурна учитывают адекватность и устойчивость пенсионной системы, ее интегрированность в систему государственного регулирования. Для устойчивости пенсионной системы необходимо, чтобы как минимум 70% работников имели частные пенсионные планы; средства пенсионного фонда превышали 100% ВВП; 70% людей в возрасте от 55 до 64 лет продолжали трудиться. Пенсионная система считается адекватной, если минимальная пенсия предоставляется только самым нуждающимся старикам; большинство пенсионеров получают пенсионные выплаты в размере 65% от среднего заработка; не менее 60% пенсионных выплат обеспечиваются потоком доходов. Государственное регулирование должно прежде всего касаться индивидуальных пенсионных счетов, в том числе раскрытия информации по ним.
Специалисты из Мельбурна не выявили страну с идеальной пенсионной системой. В общем зачёте победила Исландия – ее пенсионная система была признана также самой адекватной и устойчивой. Лучшая интегрированность в процессы регулирования у пенсионной системы Норвегии.
С точки зрения работающих на данный момент людей, предпочтительнее отчислять в государственные пенсионные фонды меньше денег. При накопительной пенсионной системе работников можно убедить аргументами о том, что эти деньги пойдут на обеспечение их старости и, отчисляя больше с заработной платы, можно получить большую ежемесячную пенсию. При распределительной пенсионной системе такие доводы не работают. Ко времени выхода сегодняшних работников на пенсию система может поменяться, отчисления сократиться или остаться неизменными при возросшем количестве претендующих на средства фонда пенсионеров. Однако высокие отчисления позволяют государствам иметь сбалансированную пенсионную систему и обеспечивать минимальную социальную поддержку всем гражданам.
Помимо общего вида пенсионной системы страны выбирают:
- возраст выхода на пенсию;
Пенсионный возраст в разных странах
Впервые пенсия по старости была введена в Германии в 1889 году. Право на пенсионное обеспечение получали люди, работавшие по найму, при достижении возраста 70 лет. Программу нельзя было назвать очень обременительной для бюджета, поскольку доживали до этого возраста немногие (средняя продолжительность жизни фабричных рабочих составляла на два десятилетия меньше). Довольно скоро пенсионный возраст был снижен до 65 лет.
Сейчас благодаря повышению качества жизни и медицинским достижениям пожилые люди дольше остаются в хорошей физической форме и здравом уме. В этой связи в некоторых странах, например, в Японии опять начали говорить о повышении пенсионного возраста до 70 лет.
Данные о возрасте выхода на пенсию (пенсионного возраста) постоянно обновляются, так как во многих странах происходит его повышение. В условиях распределительной пенсионной системы при старении населения повышение пенсионного возраста позволяет сократить общую сумму выплат и снизить нагрузку на работающих граждан. Если же средств пенсионного фонда не хватает, то таким образом можно сократить дотации из бюджета.
Пенсионный возраст может быть одинаковым или разным для мужчин и женщин. Среди стран, в которых установлен одинаковый пенсионный возраст для мужчин и женщин, - Франция (62 года), Армения (63 года), Венгрия и Япония (65 лет), Исландия и Норвегия (67 лет). В других странах пенсионный возраст для женщин и мужчин отличается. Это, например, Австрия, Израиль, Казахстан, Польша, Швейцария. Разница может доходить до 5 лет, а может составлять всего 1 год и 8 месяцев, как в Сербии.
В России возраст выхода на пенсию для женщин и мужчин также отличается. Вплоть до 2019 года для мужчин он составлял 60 лет, для женщин - 55 лет (а для ряда профессий еще меньше). Этот возраст для получения пенсии по старости был установлен в СССР в 1932 году. Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ пенсионный возраст мужчин был поэтапно поднят до 65 лет, а женщин – до 60 лет.
- величину пенсионных отчислений и их распределение между работником и работодателем;
Сколько отчисляют на пенсии в разных странах
Практически во всех странах существует минимальная страховая, социальная или базовая пенсия. Ее можно получить, делая отчисления с заработной платы в государственный пенсионный фонд. В Китае пенсионные отчисления составляют 11% от заработной платы (8% платит работник, 3% - работодатель). В Германии отчисления делятся поровну между работником и работодателем и вместе составляют 19% от заработной платы. Во Франции на базовую пенсию могут претендовать отчислявшие 16,35% от заработной платы в пенсионный фонд. Для получения социальной пенсии в США необходимо платить 15,3% с заработной платы, работодатель перечисляет половину суммы. В Израиле для получения социальной пенсии надо перечислять от 6,95 до 18,5% заработной платы в Ведомство национального страхования. В России страховые взносы перечисляются единым тарифом 30% с облагаемой базы (заработной платы до уплаты налогов) в Социальный фонд России и далее автоматически расщепляются Федеральным казначейством по видам обязательного социального страхования: 72,8% идут на обязательное пенсионное страхование, 18,3% – на обязательное медицинское страхование, 8,9% – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
- учитывать ли трудовой стаж;
Учет трудового стажа
В некоторых странах применяется схема назначения пенсионных выплат на основании суммы «возраст + стаж». Например, в Италии эта сумма должна равняться 100 лет. Но установлен также и минимальный возраст выхода на пенсию - 62 года. В Бразилии для женщин установлена сумма 85 лет, а для мужчин - 95 лет, при минимальном возрасте выхода на пенсию 62 и 65 лет соответственно.
- стимулировать ли вложения в накопительные пенсионные системы;
- объем и направление дотаций из бюджета.
Граждан страны, очевидно, прежде всего интересует размер будущей пенсии. Информацию о ежемесячных пенсионных выплатах в разных странах можно найти на многих сайтах в интернете. Необходимо иметь в виду, что простое сравнение цифр некорректно. Помимо изменения валютных курсов, искажающее влияние оказывает разная покупательная способность одинаковой суммы денег в разных странах. Также полезно уточнить, какие пенсионные выплаты учитывались при составлении таблиц. Во многих странах выплаты можно получить не только из государственных, но и из негосударственных пенсионных фондов. Дополнительно люди могут рассчитывать на средства корпоративных пенсионных программ. Так, в США общий объем накоплений пенсионеров оценивается примерно в 24 трлн долларов. Из них только 3 трлн находится под управлением государства. Остальными средствами управляют негосударственные пенсионные фонды и другие финансовые организации. Добавление альтернативных источников пенсионного обеспечения может существенно изменить наше представление о том, какие страны лучше заботятся о своих пенсионерах.
Размер пенсий зависит не только от характеристик пенсионной системы. Такое же или даже большее влияние оказывает: уровень экономического развития страны (ВВП на душу населения), демографическая структура (соотношение молодых и пожилых граждан), развитие финансовых рынков, доверие к финансовым институтам, склонность людей к сбережению и многое другое.