Этот вопрос вызвал массу дискуссий в период принятия соответствующих поправок к Закону «О страховых пенсиях». Основные доводы сторонников повышения пенсионного возраста:
- бюджет Пенсионного фонда РФ сводится с дефицитом. В 2019 году доходы Фонда составят 8,612 трлн рублей, расходы - 8,635 трлн рублей. Дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 23 млрд рублей, в 2020 году - 21,9 млрд рублей, а в 2021 году - 33,8 млрд рублей. Выпадающие доходы бюджета ПФР компенсируются за счет межбюджетных трансфертов;
- действующая в стране распределительная пенсионная система чувствительна к демографическим факторам. Снижение рождаемости в России в 1990-е годы при снижении смертности усугубило ситуацию с соотношением работающих граждан, за которых делаются отчисления в Пенсионный фонд и пенсионеров, которым необходимо выплачивать оттуда пенсии. Дефицит средств Фонда увеличивается. Эту проблему можно решать разными путями, например, сокращать пенсии (но они и так невелики) или увеличивать отчисления в Пенсионный фонд (но это может стимулировать работодателей уходить «в тень», выплачивать заработную плату в конвертах) или повысить пенсионный возраст;
- в России даже после повышения возраста выхода на пенсию, он останется одним из самых низких в мире.
Противники повышения пенсионного возраста также приводят аргументированные доводы:
- деньги Пенсионного фонда и федерального бюджета расходуются неэффективно. Можно провести улучшения, позволяющие сократить или компенсировать дефицит бюджета Пенсионного фонда без ущемления прав пенсионеров;
- постоянные изменения “правил игры” подрывают доверие к пенсионной системе государства;
- в России низкая ожидаемая продолжительность жизни. По данным Федеральной службы государственной статистики, у мужчин, родившихся в 2000 году ожидаемая продолжительность жизни составит 59,3 года, у женщин – 72,26 года. Хотя если смотреть на показатель остаточной продолжительности жизни, то для мужчин 65 лет он равен 13,4 года, а для женщин 63 лет - 19,2 года.
- государство платит пенсии не только по старости, но и по инвалидности. Качество жизни, экология, уровень медицины в России таковы, что люди, которые раньше выходили на пенсию по старости, в дальнейшем тоже будут становиться пенсионерами в том же возрасте или раньше, но по инвалидности;
- более поздний выход на пенсию повысит уровень безработицы как среди пожилого населения, так и среди молодежи. Помимо простого увеличения трудоспособного населения, следует учитывать, что развитие технологий сокращает потребность многих работодателей в рабочей силе. Пожилое население в результате было защищено: работодателям, необоснованно отказывающим людям предпенсионного возраста (5 лет до пенсии) в приеме на работу или необоснованно увольняющим таких людей, грозит административная или уголовная ответственность1. Также создаются программы переподготовки предпенсионеров. Но это означает, что освобождение рабочих мест для нового поколения будет отложено.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 03 октября 2018 года N 352ФЗ ↵