В период таких форс-мажорных событий, как пандемия, которая в 2020 году привела к кардинальным изменениям в жизни населения и в функционировании организаций и институтов, потребители сталкиваются с рядом специфических проблем.
Вот их неполный перечень:
- на территории РФ были объявлены «нерабочие дни», что означает, что продавцы, а также суды и организации, защищающие права потребителей, не работали в этот период;
- в связи с ограничением перемещений и запретом на выезд из страны, многие потребители столкнулись с отменой туристических поездок, авиа- и жд-билетов;
- ограничение на коллективные мероприятия привело к необходимости отмены зрелищных мероприятий (концерты, спектакли и т.д.), а также свадеб, корпоративов и пр.;
- введение карантинного режима ударило по бюджету многих семей, что привело к невозможности обслуживать свои обязательства (например, по оплате кредита или ежемесячным взносам за какой-нибудь абонемент).
Как действовать в этих ситуациях и защищать свои права?
Что делать, если гарантийный товар вышел из строя в нерабочие дни? И что считать окончанием гарантийного срока, если его дата приходится на нерабочий день?
Если продавец не работает и не может оказать вам услугу по ремонту товара или его замене, то важно зафиксировать факт обращения к продавцу и суть претензии, то есть направить вашу претензию по почте. Далее, потребитель имеет право отремонтировать оборудование за свой счет или приобрести новое и по окончании периода карантина требовать возврата денежных средств. Если гарантийный срок товара заканчивается в нерабочий день, то, согласно норме ГК РФ (ст.193), днем окончания срока является первый следующий за ним рабочий день.
-
Как возвращать деньги, если ваш рейс или турпутевка отменены? Нарушается ли право потребителя, если туристическая компания предлагает депонирование оплаченных средств с возможностью их использовать в течение определенного срока?
Если вы сами отказались от авиабилета до официальных предписаний о невыезде из страны (в случае международных поездок) или до официального заявления об отмене рейса (в случае внутренних поездок по России), то отказ считается добровольным и деньги возвращаются по общим правилам транспортной компании. Впрочем, здесь можно прибегнуть к помощи ст. 451 ГК РФ, которая говорит, что человек может отказаться от договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Отмена мероприятий, ради которых вы купили турпутевку (концерты, фестивали, деловые встречи и т.д.), а также изменение доходов можно отнести к таким существенным изменениям обстоятельств. При обращении в суд и апелляции к этой норме, скорее всего, решение будет принято в пользу потребителя. Однако стоит учесть, что в связи самоизоляцией судов рассмотрение дел растянется на долгие месяцы.
Если рейс или турпутевка были отменены самим оператором или потребителем после выхода официальных рекомендаций/предписаний отказаться от поездок, то по закону, потребитель имеет право на возврат денежных средств в полном объеме даже в случае «невозвратных тарифов». Однако на практике можно встретить предложения компаний перенести поездки, то есть «депонировать» средства на счету компании (туристической или транспортной) и получить услугу в течение определенного срока (года, полугода и т.д.). Потребитель не обязан соглашаться на такое предложение, если оно его не устраивает и вправе требовать возмещения средств в полном объеме. Стоит помнить, что реализовать это право он сможет только после завершения карантина, а также, что срок, в который компания обязана выплатить потребителю средства, составляет 6 месяцев. Подробно шаги о возврате средств в случае отказа от туристских, транспортных и гостиничных услуг описаны в памятке, которую выпустил Роспотребнадзор.
-
Как быть с абонементами? Школа / секция перешла на онлайн-обучение – имею ли право отказаться?
Кружки, секции, фитнес-центры обязаны продлить абонементы их владельцам. Однако, потребитель имеет право отказаться от продления и тогда должен быть произведен перерасчет стоимости услуг и выплачена соответствующая часть стоимости абонемента. Если кружок или секция переходит на режим онлайн-занятий, то потребитель также вправе отказаться, поскольку условия договора существенно изменены, и требовать возврата соответствующей части денежных средств.
-
Что делать, если нет возможности платить по кредитам?
Сначала скажем чего НЕ делать:
- Не «бегать» от банка. Игнорирование звонков от банка приводит к начислению штрафов и невозможностидоговориться об изменениях условий обслуживания кредита.
- Не брать другие кредиты для погашения первого.
А что можно сделать?
Важно платить хотя бы небольшую часть процентных платежей – это рассматривается банком как намерение обслуживать долг и с таким должником он готов идти на диалог и искать решения. Такие варианты есть всегда: рассрочка, реструктуризация кредита.
Также в периоды подобных кризисов правительство обычно вводит особые меры. Так, в период пандемии 2020 г. заемщикам, у которых официальные доходы снизились более, чем на 30%, было законодательно предоставлено право получить кредитные каникулы (то есть «замораживание» процентных выплат по кредиту). Обратите внимание, что снижение дохода необходимо документально подтвердить. В крайнем случае остается еще опция личного банкротства.
Подробнее о решениях в этих и других ситуациях можно узнать в памятке Роспотребнадзора, а также в лекции Дианы Сорк «Антикризисные меры с точки зрения адвоката потребителей»