В главах нашего учебника, посвященных отдельным видам финансовых услуг - вкладам, кредитам, страховым услугам, расчетам и платежам, наряду с конфликтами рассматривались также способы решения этих конфликтов. И действительно, применительно к каждому виду финансовой услуги будет оптимальна своя схема решения конфликта, не говоря уж о типе конфликта применительно к этому виду финансовой услуги. Иначе говоря, порядок действий, применимый к решению конфликта, возникшего в отношении банковского вклада, не подходит к решению конфликта в отношении платежного терминала и так далее. Поэтому наша задача в рамках данной главы, посвященной правам потребителя финансовых услуг и их защите, представить общую схему, которая показывает весь спектр возможных действий, направленных на защиту прав потребителя, а также дать представление об основных организациях РФ, защищающих права и интересы потребителей.
Шаг 1. Внесудебная защита прав. Во многих случаях поставщики услуг нарушают права потребителя, рассчитывая на его правовую безграмотность - что потребитель не заметит несоответствие закону, а если заметит, то не будет знать, что делать. Когда потребитель показывает, что не только знает свои права, но к тому же знает, как их можно защитить, исполнитель услуги понимает, что дешевле удовлетворить требования потребителя. Как правило, исполнитель не заинтересован доводить дело до судебного процесса: во-первых, все большее количество судебных процессов выигрывают потребители, во-вторых, кроме выплаты компенсации исполнителю, возможно, придется оплатить штраф1, а также действие его лицензии может быть приостановлено или прекращено. Поэтому внесудебная защита прав самим потребителем - это действенный инструмент. Потребитель должен знать, что он может сделать для защиты своих прав и в какой форме.
Что можно сделать на первичном этапе без привлечения суда? Потребителю рекомендуется устно разъяснить исполнителю финансовой услуги свои законные требования и вручить исполнителю письменную претензию. Письменная претензия должна быть составлена в двух экземплярах, согласно образцу претензионных писем, рекомендованному Роспотребнадзором и представленном во врезке. Претензию нужно составить в двух экземплярах. Один экземпляр вместе с копиями документов, подтверждающих сложившуюся ситуацию, нужно отдать сотруднику организации (например, банка), на втором экземпляре сотрудник должен расписаться и поставить отметку, что претензия принята к рассмотрению, указав также дату получения, и заверить экземпляр печатью организации. Этот экземпляр сохраните у себя.
Обратите внимание, что оригиналы подтверждающих документов (договора, письма и так далее) не рекомендуется передавать финансовой организации, поскольку только они являются основанием для рассмотрения дела, в том числе в суде, если с финансовой организацией не удалось договориться во внесудебном порядке, а будущий ответчик может не вернуть документы или потерять. Если сотрудники отказываются принимать претензию, можно отправить ее в адрес организации заказным письмом с уведомлением. В описи необходимо указать, какие документы вложены в заказное письмо (например, копия кредитного договора). Как составить претензию, рассказывают эксперты Роспотребнадзора на официальных сайтах региональных департаментов, на страницах учебника мы также приведем основные рекомендации и образцы претензий.
Как составить претензию?
Составить претензию можно в произвольной форме. Главное - соблюдать определенные требования.
Как на обычном заявлении, в «шапке» нужно указать название организации, адрес головного офиса поставщика услуги (например, банка), имя и должность того, кому вы адресуете претензию, а также вписать свои фамилию, имя и отчество с указанием почтового адреса вашего фактического проживания.
Далее напишите слово «претензия». В тексте претензии изложите суть проблемы. Сопроводите изложение точными числовыми данными с ссылкой на источник (например, договор) с указанием его номера. Обязательно укажите статьи законов, которые, по вашему мнению, нарушил исполнитель услуги. В конце четко сформулируйте свои требования к исполнителю - что именно вы хотите - и укажите срок, в течение которого вы просите рассмотреть данную претензию* и устранить все нарушения. Также перечислите документы, прилагаемые к претензии. Укажите число и поставьте подпись.
Обычно сроки, когда претензия должна быть рассмотрена, указываются в договоре. Если такого пункта в нем нет, то их назначает заявитель требований, исходя из принципов разумности. Разумным считается промежуток времени, необходимый стороне, которой предъявляются требования, для получения претензии, рассмотрения ее по сути, выполнения требований и/или подготовки ответа на нее, а также на доставку ответа заявителю. Исходя из этого максимальным разумным сроком рассмотрения претензии считается 30 дней.
Образцы претензий можно найти на сайте Роспотребнадзора.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ (ПРЕТЕНЗИИ) ГРАЖДАН В АДРЕС КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Кому:__________________________
(название организации-исполнителя)
________________________ Адрес:_________________________
________________________ Потребитель:_________________
________________________ Адрес:_________________________
________________________Тел:____________________________ПРЕТЕНЗИЯ
(по поводу условий, ущемляющих права потребителя в кредитном договоре)«___» ________ 20 ___ г. мною с вашей организацией был заключен кредитный договор №___ от _____________г.
В п.___ кредитного договора содержится условие, ущемляющие мои права, а именно: (переписывается полностью условие договора, ущемляющее права потребителя, например:
- обязательное страхование жизни заемщика;
- определение подсудности по месту регистрации (нахождения) банка;
- взимание комиссии за ведение ссудного счета;
- право на увеличение процентной ставки в одностороннем порядке;
- неполная информация о платежах;
- другие условия).
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В связи с тем, что я не обладаю специальными познаниями в сфере банковской деятельности, я не мог(ла) сразу оценить последствия заключения сделки, так как полная информация не была доведена до меня сотрудником банка в доступной и понятной мне форме.
При рассмотрении моей претензии прошу учесть, что в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей» при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги.
На основании вышеизложенного
ТРЕБУЮ (указать одно из требований):
- Привести кредитный договор № __________ от ______ 20__ г. в соответствие с действующим законодательством РФ или расторгнуть кредитный договор №_______ от __________ 20 __ г.
- Возместить мне денежные средства в размере _____ руб.___ коп., оплаченные мною в соответствии с вышеуказанными пунктами договора (указывается тот же пункт (требование), что и в начале претензии).
В случае отклонения моей претензии буду вынужден(а) обратиться в суд за защитой своих потребительских прав, и, кроме вышеуказанного, я буду требовать возмещения причиненных мне убытков и морального вреда. (Основание: ст. 13–15 Закона РФ «О защите прав потребителей».)
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Предлагаю спор решить в досудебном порядке.
Ответ прошу сообщить в письменной форме не позднее ______________________.
Приложение: (копии каких документов прилагаются к письму)______________
Дата_________________ Подпись______________
Отметка о получении претензии организацией _________________________
(Число, подпись лица, принявшего претензию, печать.)
Источник: сайт Управления Роспотребнадзора по Калининградской области
Письменная претензия очень важна на этом этапе. Во-первых, она помогает решить многие вопросы еще в досудебном порядке, экономя ваши деньги. Во-вторых, претензия дает вам возможность заранее узнать позицию «обидевшей» вас организации по данному вопросу. И наконец, если вы все-таки решите пойти в суд, то наличие отправленной претензии просто обязательно, иначе вы не сможете доказать суду, что вы предъявляли исполнителю услуг свои требования и они не были выполнены.
Если исполнитель услуги в течение разумного срока никак не отреагировал на вашу претензию, то переходите к шагу 2.
Шаг 2. Защита прав с привлечением третьих лиц. На сегодня относительно небольшая доля споров решается в досудебном порядке. Поэтому для защиты своих прав, возможно, вам придется пойти дальше устных и письменных претензий. Если вам отказывают в выполнении ваших законных требований, то есть несколько вариантов действий.
- Обратиться за предварительной консультацией по конфликтной ситуации. Если вы не до конца уверены, на что имеете право в вашей конкретной ситуации, к каким законам апеллировать и что конкретно делать, то бывает полезно обратиться за квалифицированной помощью. Есть ряд организаций, которые оказывают консультационную юридическую поддержку населению бесплатно. В частности, такую деятельность осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)2, уполномоченные государственные юридические бюро3, различные общественные организации по защите прав потребителей, например Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ)4, Общество защиты прав потребителей (ОЗПП)5, Союз защиты прав потребителей финансовых услуг «ФинПотребСоюз»6 и многие другие (в том числе областные, районные общественные организации по защите прав потребителей), а также финансовый уполномоченный. В этих организациях помогут составить претензию к исполнителю услуги или иск в суд.
- Обратиться с жалобой по конфликтной ситуации к финансовому уполномоченному. Как говорилось выше, уполномоченный может принять участие в урегулировании конфликтной ситуации во внесудебном порядке. При благоприятном стечении обстоятельств финансовый уполномоченный вынесет решение об удовлетворении ваших требований или, в случае нарушения интересов, предложит компромиссный вариант.
Подробнее о полномочиях финансового управляющего и как к нему обратиться мы рассказываем в следующем разделе 12.4.3. Кто может помочь в борьбе за ваши права?. Соответственно, в случае отказа «обидевшего» вас исполнителя финансовой услуги следовать предписаниям финансового уполномоченного вам придется защищать свои права в суде - самостоятельно или через соответствующие организации. - Обратиться с жалобой по конфликтной ситуации в организации, которые могут представлять права потребителя в суде. К таким организациям, в частности, относятся Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), некоторые общественные организации, в том числе вышеназванные Союз потребителей Российской Федерации, Общество защиты прав потребителей, ФинПотребСоюз и другие. На основании жалобы потребителя организация может инициировать иск в защиту неопределенного круга потребителей7 или представляет интересы потребителя в суде по доверенности.
- Обратиться в суд самостоятельно. Хотя судебный процесс длится достаточно долго и потребует от вас некоторых усилий и затрат времени, не стоит отказываться от подачи иска в суд, поскольку вы можете добиться выполнения ваших требований и получить полное возмещение ущерба, в том числе судебных издержек и морального вреда.
Иск может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации (в том числе ее филиала или представительства, если иск вытекает из деятельности филиала или представительства);
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Потребители и иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины, что является дополнительной мерой защиты их интересов8. Однако нужно помнить, что в случае проигрыша вам придется оплатить судебные расходы.
Следует отметить, что в последние годы число исков, поданных потребителями финансовых услуг самостоятельно, растет, при этом доля дел, по которым требования потребителей были удовлетворены, в общем количестве рассмотренных составляет из года в год стабильно высокий процент, что вселяет оптимизм.
Ниже на рисунке представлена схема вариантов действий потребителя в случае нарушения его прав.
- В размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. ↵
- Вебсайт: https://rospotrebnadzor.ru, Роспотребнадзор имеет свое представительство в субъектах РФ (имеет 84 территориальных управления). ↵
- Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации, и оказывают все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». ↵
- Вебсайт: https://www.potrebitel.net. СПРФ объединяет более 100 общественных объединений по защите прав потребителей. ↵
- Вебсайт: https://ozpp.ru. ↵
- Вебсайт: https://www.finpotrebsouz.ru;. ↵
- Закон «О защите прав потребителей», ст. 46. ↵
- Закон «О защите прав потребителей», ст. 17. ↵