Всегда ли можно защитить свои потребительские права?
К сожалению, нет. В иных случаях оказывается, что мы столкнулись не просто с недобросовестным продавцом, который не знает тех или иных норм закона или не хочет их соблюдать, а с преступником, которому удалось вас обмануть. Обычно в таких ситуациях мы говорим, что стали жертвами мошенничества. Статья 159 Уголовного кодекса РФ определяет мошенничество как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием» и предусматривает наказание от штрафа в 120 тысяч рублей до 10 лет лишения свободы в зависимости от обстоятельств дела.
В реальности, став жертвой мошенничества, чрезвычайно трудно восстановить справедливость и вернуть украденное. Традиционные институты защиты прав потребителей нам не очень помогут, так они рассчитаны на сферу гражданских правоотношений, а тут мы имеем дело с уголовным преступлением. Жертве можно посоветовать только писать в полицию заявление с просьбой возбудить уголовное дело, рассчитывая, что преступники рано или поздно будут наказаны, даже если похищенное имущество и не вернется к законному владельцу.
Поэтому в этой сфере нам как потребителям остается рассчитывать только на себя. Как обезопасить себя – распознать мошенников и предотвратить хищение ваших средств – расскажем в этом разделе.
Казалось бы, как можно защититься от мошенников? Ведь они чрезвычайно креативны, и схем обмана существует огромное множество, каждый день появляется что-то новенькое, в частности связанное с развитием цифровых технологий. Согласимся. Но заметим, что при кажущемся многообразии все схемы мошенников построены на одинаковых принципах, не меняющихся столетиями:
- Введение жертвы в сильное эмоциональное состояние - волнение, вызванное страхом потерь или возможностью обогатиться. «Ваша карта заблокирована», «по вашей карте проводились незаконные операции», «мошенники взломали счета наших клиентов» и так далее - такие новости приводят в волнение или даже панику жертв мошенников. Неожиданные возможности наживы также будоражат нас - многие, наверное, из вас получали СМС-сообщение типа: «Вы выиграли машину, для получения приза вам необходимо уплатить налог…». Это – приманка, цель которой ввести вас в сильное эмоциональное состояние.
- Ограничение времени на принятие решения. Решение надо принять здесь и сейчас - не кладя трубку, не сходя с места, в течение пяти минут. Ограничение времени вместе с сильными эмоциями приводят к блокированию нашей аналитической системы мышления, или так называемой Системы-2, с которой вы познакомились в первой главе нашего учебника, которая бы сказала: «Спокойно, сейчас мы проверим наш счет и перезвоним по официальному номеру телефона нашего банка». Вместо этого мы готовы почти бездумно выполнять то, что нам говорят «работники банка» и другие «заклинатели змей»: называть пароли и номера карт, переводить деньги, сообщать личную информацию, участвовать в «беспроигрышной лотерее».
- Ссылка на авторитеты (мимикрия). Для пущей убедительности и окончательного лишения жертвы критического мышления часто в ход пускается еще один ингредиент: упоминание «официальных» и хорошо известных организаций, названий федеральных законов. Например, «согласно закону о …, вам необходимо уплатить налог для получения выигрыша», «розыгрыш среди клиентов вашего мобильного оператора», мимикрия фишингового сайта под официальный сайт компании и так далее.
Зная эти принципы, вам будет легче распознать попытки мошенников «развести» вас.
Посмотрите на примеры во врезке – в них можно увидеть все элементы, о которых говорилось выше.
Мошенничества в период пандемии
В период карантина, связанного с пандемией covid-19 (коронавируса), появились способы мошенничества, «обыгрывающие» сложившиеся условия.
Так, в связи с введением карантинного режима часть населения полностью или частично потеряла свой доход, и президент РФ обещал разработать пакет мер, нацеленных на поддержку населения. Мошенники использовали данный информационный фон следующим образом.
Оповещение в гугл-календаре СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЫПЛАТЫ 2020»
Ключевые элементы – это приманка («социальные выплаты», «финансовая дотация»), которая выглядит очень правдоподобно в контексте обещаний о соцподдержке населения, мимикрия («национальная инициатива», «официальный сайт», отображение информации в твоем личном гугл-календаре), отсутствует элемент «дефицит времени». Мошенников выдает очевидно неофициальный сайт :drawmywill…
Другой пример основан на другой эмоции, страхе, и так же адаптирован к особенностям условий карантина 2020 г. Так, за нарушение режима карантина были предусмотрены штрафы. Результатом творческих изысканий мошенников на эту тему стали смс-сообщения такого содержания:
Мимикрия под официальные органы власти
Здесь в наличии все элементы психологического воздействия: страх, вызванный угрозой возбуждения уголовного дела, мимикрия под официальные органы власти (ссылки на КоАП РФ, ФСИН, УК РФ), дефицит времени (дается 24 часа).
Безусловно, подобное сообщение является творчеством мошенников, поскольку ни при каких обстоятельствах официальные платежи не проводятся по номеру телефона. При дополнительных розысках информации можно было установить, что формат смс-сообщения не соответствует порядку оформления штрафов за нарушение режима карантина, а также, что ФСИН (Федеральная Служба Исполнения Наказаний) не занимается взысканием штрафов по административным делам (это относится к полномочиям приставов).
Информацию об этом способе мошенничества можно было найти в интернете – им делились активные пользователи сети. Также можно было обратиться с вопросом – как трактовать данное сообщение – на юридических форумах.
В 2021 году появилась новая схема: мошенники стали красть деньги россиян под предлогом привязки QR-кода вакцинированного от COVID-19 к социальной или банковской карте. Представляясь сотрудниками департамента здравоохранения, мошенники звонят гражданам и сообщают о необходимости привязать QR-код к банковской карте, для чего гражданин обязан сообщить данные банковской карты. Таким образом мошенники получают доступ к деньгам на карте жертвы.
Здесь действует то же правило, что и всегда: никому не сообщайте данные своей банковской карты. Никто – ни сотрудники банка, ни сотрудники департамента здравоохранения и любой другой организации, хоть администрации президента – не имеют право требовать у вас разглашения этой информации.
В период пандемии также появились мошенники, которые уговаривают произвести дезинфекцию помещения от коронавируса. Цена орошения квартиры простой водой варьирует в зависимости от обеспеченности хозяина квартиры.
Что надо беречь как зеницу ока? То, что является ключом к вашим деньгам. Сейчас это не только данные банковской карты, логины и пароли в личный кабинет онлайн-банка и паспортные данные. Еще бОльшим сокровищем является ваша учетная запись на Госуслугах, где есть данные паспорта и СНИЛС, номер банковского счета, список кредитов и сведения, какой недвижимостью владеет человек. Если мошенники узнают эту информацию, они могут звонить жертве или ее родственникам под видом сотрудников банка, чтобы выманивать деньги. Кроме того, получив доступ к вашей записи на Госуслугах, мошенники могут оформить на ваше имя кредит или микрозаём и получить деньги на свою банковскую карту за несколько минут. Для подтверждения сведений и подписания договора на выдачу займа необходимо ввести одноразовый СМС-код, который придет на ваш телефон. Именно его и будут вызнавать у вас мошенники под разными предлогами. Например, «вы не проходили плановую флюорографию, я сейчас запишу вас на прием в районную поликлинику, ваше ФИО, телефон… назовите смс-код». Или «Кто-то от вашего имени пытается оформить заявку на кредит – чтобы ее отменить, нужно ввести смс-код». В это время мошенник входит в вашу учетную запись на Госуслугах и, например, получает кредит, который погашать придется вам.
Можно усилить защиту вашей учетной записи на Госуслугах (а также ваших пожилых родственников, которые оказываются наиболее уязвимыми при столкновении с мошенниками). Сделайте это прямо сейчас.
Защитить Госуслуги от мошенников
- Перейдите в Личный кабинет → Безопасность → Вход в систему
- В разделе «Вход с подтверждением» выберите удобный вариант: подтверждение по смс, одноразовому коду или биометрии
- В разделе «Контрольный вопрос» переведите переключатель в активное положение и установите вопрос (если вариант с биометрией вам не подходит по тем или иным причинам, это может быть вторым препятствием для мошенников и вторым звоночком для вас, который позволит вам понять, что вашу учетную запись взламывают и явно не для того, чтобы вас записать на прием в поликлинику)
- Также имеет смысл поставить надежный пароль на вход в вашу запись: ведь мошенники и взламывают пароли. Хороший пароль — это шестнадцатизначный случайный набор больших и маленьких букв, символов и цифр. Мошенническая программа будет подбирать такой пароль больше трех лет. Для сравнения: пароль 72359 мошенническая программа взломает за две секунды, Ghy5Kh9m — за три часа.
Более полно о мошеннических действиях через Госуслуги, о том, как защититься, и что делать, если мошенники все-таки получили доступ к вашему профилю на Госуслугах, можно узнать, например, здесь.
Также полезно читать рассказы о свежих приемах мошенников, которые довольно быстро появляются в социальных сетях и средствах массовой информации. Порой одного уже знакомства с этими историями достаточно, чтобы не попасть на удочку мошенников. Тем не менее полностью защититься от них, увы, невозможно.
Напомним, что некоторые примеры мошеннических схем на рынке финансовых услуг приведены в главе 5 «Расчеты и платежи», другие упоминались в нашем уhttps://www.youtube.com/embed/hCIK56gRyRMчебнике в связи с соответствующими финансовыми инструментами. Также мы рекомендуем вам к просмотру невероятно интересную и полезную лекцию Марата Сафиулина, управляющего Федеральным фондом по защите вкладчиков и акционеров, «Финансовое мошенничество: как не стать жертвой» - в ней вы узнаете о таких схемах, как «троянское обучение», «черная касса», лжекомпенсации и многих других.