Учебное пособие по финансовой грамотности logo logo
Главы
Нашли ошибку?
Выделите текст,
и нажмите Ctrl+Enter

Глоссарий

Акции

с экономической точки — доля в капитале компании, имеющая форму ценной бумаги. Юридически акция — ценная бумага, дающая своему владельцу (акционеру) три основных права:

  • на получение части прибыли компании в виде дивидендов,
  • на участие в управлении компанией,
  • на часть имущества, остающегося при ликвидации компании после расчетов с кредиторами.

Архитектура выбора

термин из «Nudge. Архитектура выбора» Ричарда Талера и Касса Санстейна, означающий формирование контекста выбора.

Все, кто так или иначе влияет на выбор других людей (родители, учителя, продавцы в магазине, маркетологи, полицейские и т.д.) являются архитекторами выбора.

Гиперинфляция

ситуация в экономике, при которой цены на товары и услуги растут очень высокими темпами (>50% в месяц).

Иллюзия среднего

эвристика мышления, относящаяся к понятию «средняя величина». Во многих случаях, говоря о среднем, мы имеем в виду не арифметически усредненное значение в какой-то группе, а моду (то есть наиболее часто встречающееся значение) или медиану (то есть значение, выше и ниже которого находятся соответственно верхняя и нижняя половина выборки).

Институты

правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (по Дугласу Норту).

Когнитивный налог на бедность («близорукость бедняков»)

термин, которым описывается процесс и причины, по которым «бедные» люди принимают решения, усугубляющие их «бедность».

Культурные нормы

разделяемые группой людей ценности и убеждения. Коротко, это представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, разделяемые большинством. Можно или нет списывать на уроках и экзаменах, стоит ли откладывать средства на черный день, могут ли женщины управлять государством, должно ли государство помогать бедным и т. д.

Лучшие люди планеты

вы, наши читатели! Команда ФинУч очень скоро доработает этот раздел, спасибо за понимание ❤️

Механизм ухудшающего отбора

уход с рынка продавцов качественных товаров и услуг, если это качество никак невозможно продемонстрировать до продажи.