Отрицательная нефть

Фьючерс на нефть – один из излюбленных инструментов спекулянтов: это рыночные качели, а, значит, и потенциал прибыли (и симметричных им убытков) гарантирован. На Московской бирже можно купить расчетный фьючерс на американскую нефть WTI, который «зеркалит» аналогичный контракт, торгуемый на нью-йоркской бирже NYMEX. Однако в отличие от аналогов последний контракт является поставочным, то есть предусматривает не денежные расчеты по цене закрытия, а физическую поставку партии нефти продавцом покупателю. В обычной ситуации никакой проблемы с этим не возникает – физическая нефть легко конвертируется в бумажную и наоборот. Но 21 апреля, когда подошел срок исполнения очередного, апрельского контракта, выяснилось, что некоторое количество их держателей, которые обязаны забрать у продавцов физическую нефть, не могут этого сделать в силу отсутствия доступных для этого емкостей в Кушинге (штат Оклахома), где и должна происходить поставка. По правилам биржевой торговли, это чревато для покупателей контрактов штрафами, и именно этим было вызвано обрушение цен на нефть в отрицательную зону. Выбор у торговцев оказался небогат: либо перед закрытием терпи убытки в торговом зале – либо плати штрафы за непринятие поставки.

Эта история так и осталась бы любопытным казусом, но для фьючерсного инвестора в Москве ситуация выглядела совсем иначе. 20 апреля цена торгуемого на Московской бирже контракта с исполнением 21 апреля 2020 года опустилась до нижней границы ценового коридора - 8,84 долларов за баррель. В отсутствие решения биржи об увеличении лимита колебаний цен данного контракта участники торгов не имели возможность совершать сделки с ним по более низким ценам и управлять рисками своей позиции. Тем временем на NYMEX торги базовым контрактом на нефть продолжались, в их ходе стоимость контракта доходила до минус 40,32 долларов США за баррель. Тогда Московская биржа приняла решение приостановить торги апрельским фьючерсным контрактом в дневную торговую сессию 21 апреля и исполнить его по цене минус 37,63 долларов за баррель.

Таким образом, окончательный итог для московских покупателей контракта оказался печальным – они потеряли не только цену, уплаченную ранее, но и оказались вынуждены доплатить продавцам почти по 38 долларов на каждый такой контракт. Суммарный ущерб таких игроков оценивается примерно в 1 миллиард рублей, и они уже подали на Московскую биржу в суд за то, что она не предупредила их о возможности отрицательных цен, а также приостановила торговлю контрактом, несмотря на то что она продолжалась в Нью-Йорке.

Обычные покупки на финансовом рынке (без кредитного рычага и сложных производных инструментов) обладают свойством ограниченной ответственности – нельзя потерять больше, чем вложил в сделку. Однако в последнее время часто происходят события, которые опровергают даже самые прочные наши представления и одновременно напоминают, что риски могут, в том числе, скрываться там, где их совсем не ждешь.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}