Эвристики и иллюзии

При оце­ни­ва­нии рас­сто­я­ния до ка­ко­го-то да­ле­ко­го объек­та мы ча­сто при­ме­ня­ем оп­ти­че­ские эври­сти­ки, осно­ван­ные на про­шлом опы­те: бо­лее да­ле­кий пред­мет — мень­ше­го раз­ме­ра, бо­лее чет­ко ви­ди­мый пред­мет рас­по­ло­жен бли­же. Та­кие эври­сти­ки хо­ро­шо ра­бо­та­ют в большинстве слу­ча­ев. Кро­ме тех, когда они со­зда­ют раз­но­об­разные и много­чис­лен­ные оп­ти­че­ские ил­лю­зии.

Кста­ти, ар­хи­тек­то­ры и скуль­пто­ры еще с ан­тич­ных вре­мен хо­ро­шо зна­ли об осо­бен­но­стях на­ше­го зри­тель­но­го вос­при­я­тия, ко­то­рые ис­ка­жа­ют ре­аль­ные про­пор­ции и раз­ме­ры. И проек­ти­ро­ва­ли свои тво­ре­ния так, что они об­ла­да­ли нуж­ны­ми свой­ства­ми имен­но в гла­зах на­блю­да­те­ля, а не на самом де­ле.

При оцен­ке вы­со­ты или то­на зву­ка мы так­же по­ла­га­ем­ся на зву­ко­вые эври­сти­ки, ко­то­рые обыч­но нас не под­во­дят. Хо­тя при же­ла­нии мож­но сконстру­и­ро­вать зву­ко­вые ил­лю­зии, они не по­влия­ют на на­шу по­все­д­нев­ную жизнь.

Глиссандо Шепарда-Рисе
Глис­сан­до Ше­пар­да-Ри­се

Ка­жет­ся, что с тече­ни­ем вре­ме­ни звук ста­но­вит­ся вы­ше

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}