1.1.4. Проблемы восприятия информации
Асимметрия информации
Есть достаточно много областей (и финансовая сфера - одна из них), где покупателю практически невозможно заранее определить, насколько качественной окажется покупаемая услуга или товар. Например, в финансах часто только тот, кто предлагает финансовую услугу, знает, собирается ли он ее выполнять (платить по вкладу или переводить деньги по распоряжению клиента, возмещать ущерб по страховому случаю и т.д.).
Более того, механизм ухудшающего отбора, описанный Джорджем Акерлофом в 1970 году, предполагает уход с рынка продавцов качественных товаров и услуг, если это качество никак невозможно продемонстрировать до продажи. До определенной степени такая ситуация характерна для банковской системы тех стран, где существует система страхования вкладов. Если вкладчик открывает вклад в пределах защищаемого системой лимита, ему безразлично, действительно ли банк собирается выполнять свои обязательства или вклад с процентами ему вернется через систему страхования вкладов (о том, что у нас в стране не все так просто, см. главу 6 «Сбережения»).
Ухудшающий отбор и его последствия
Конечно, и в финансовой сфере бывают достаточно очевидные случаи плохого качества вроде неправильно оформленного договора об открытии банковского вклада или финансовых пирамид. Но даже они неизбежно притягивают к себе доверчивых людей.
Есть примеры асимметрии информации в другую сторону. На рынке страхования или при выдаче беззалоговых кредитов часто именно покупатели страховки или заемщики обладают более полной информацией о том, насколько подвержено тому или иному риску их имущество или здоровье (а также планируют ли они выплачивать кредит). Однако многостраничные правила страхования и многоступенчатые процедуры взыскания задолженностей все равно позволяют финансовым организациям занять более сильную позицию.
Избыток информации
Современная цифровая эпоха предоставляет нам гигантское количество информации практически о любом предмете. Поисковики, фильтры, отзывы и рекомендации упрощают поиск. Однако качество, важность, актуальность информации, а еще потраченное время на ее анализ все равно остаются большой проблемой.
Трейдеры на рынке ценных бумаг или валютном рынке часто пытаются совершать сделки, опираясь на постоянно обновляемые экономические новости и финансовые данные. Объем доступной им информации так велик, что часть информации переоценивается, часть неизбежно недооценивается, а в результате совершаются убыточные операции.
Отсутствие информации
В финансовой сфере значительной части необходимой нам информации просто не существует в тот момент, когда нам необходимо принимать решения. Невозможно заранее знать, насколько изменится курс иностранной валюты в ближайшие полгода, совпадет ли реальное изменение цен на покупаемые вами товары с прогнозируемым уровнем инфляции в стране, вырастут или упадут цены на квартиры и даже заплатят ли вам и в каком размере премию на работе по итогам месяца.
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}