1.1.4. Проблемы восприятия информации

Проблемы восприятия информации
Пробле­мы вос­при­я­тия ин­фор­ма­ции

Асим­мет­рия ин­фор­ма­ции

Есть до­ста­точ­но много об­ла­стей (и фи­нан­со­вая сфе­ра - од­на из них), где по­ку­па­те­лю прак­ти­че­ски не­воз­мож­но за­ра­нее опре­де­лить, на­сколь­ко ка­че­ствен­ной ока­жет­ся по­ку­па­е­мая услу­га или то­вар. На­при­мер, в фи­нан­сах толь­ко тот, кто предла­га­ет фи­нан­со­вую услу­гу, зна­ет, со­би­ра­ет­ся ли он ее вы­пол­нять (пла­тить по вкла­ду или пере­во­дить день­ги по рас­по­ря­же­нию кли­ен­та, воз­ме­щать ущерб по стра­хо­во­му слу­чаю и т.д.).

Бо­лее то­го, ме­ха­низм ухуд­ша­ю­ще­го от­бо­ра, опи­сан­ный Джор­джем Акер­ло­фом в 1970 го­ду, пред­по­ла­га­ет уход с рын­ка про­дав­цов ка­че­ствен­ных то­ва­ров и услуг, если это ка­че­ство ни­как не­воз­мож­но про­де­монстри­ро­вать до про­да­жи. До опре­де­лен­ной сте­пе­ни та­кая си­ту­а­ция ха­рак­тер­на для банковской си­сте­мы тех стран, где су­ще­ству­ет си­сте­ма стра­хо­ва­ния вкла­дов. Если вклад­чик откры­ва­ет вклад в пре­де­лах за­щи­ща­е­мо­го си­сте­мой ли­ми­та, ему без­раз­лич­но, дей­стви­тель­но ли банк со­би­ра­ет­ся вы­пол­нять свои обя­за­тель­ства или вклад с про­цен­та­ми ему вер­нет­ся че­рез си­сте­му стра­хо­ва­ния вкла­дов (о том, что у нас в стра­не не все так про­сто, см. гла­ву 6 «Сбе­ре­же­ния»).

Ухуд­ша­ю­щий от­бор и его по­след­ствия

Ко­неч­но, и в фи­нан­со­вой сфе­ре бы­ва­ют до­ста­точ­но оче­вид­ные слу­чаи пло­хо­го ка­че­ства вро­де не­пра­виль­но оформ­лен­но­го до­го­во­ра об откры­тии банковско­го вкла­да или фи­нан­со­вых пи­ра­мид. Но да­же они неиз­беж­но при­тя­ги­ва­ют к се­бе до­вер­чи­вых лю­дей.

Есть при­ме­ры асим­мет­рии ин­фор­ма­ции в дру­гую сто­ро­ну. На рын­ке стра­хо­ва­ния ча­сто имен­но по­ку­па­те­ли стра­хов­ки об­ла­да­ют бо­лее пол­ной ин­фор­ма­ци­ей о том, на­сколь­ко под­вер­же­но дан­но­му рис­ку их иму­ще­ство или здо­ро­вье. Од­на­ко много­стра­нич­ные пра­ви­ла стра­хо­ва­ния и запу­тан­ные про­це­ду­ры все рав­но поз­во­ля­ют стра­хо­вым компа­ни­ям за­нять бо­лее силь­ную по­зи­цию.

Из­бы­ток ин­фор­ма­ции

Совре­мен­ная циф­ро­вая эпо­ха предо­став­ляет нам ги­гант­ское ко­ли­че­ство ин­фор­ма­ции прак­ти­че­ски о лю­бом пред­мете. По­ис­ко­ви­ки, фильтры, от­зы­вы и ре­ко­мен­да­ции упро­ща­ют по­иск. Од­на­ко ка­че­ство, важ­ность, ак­ту­аль­ность ин­фор­ма­ции, а еще по­тра­чен­ное вре­мя на ее ана­лиз все рав­но оста­ют­ся большой пробле­мой.

Трейде­ры на рын­ке цен­ных бу­маг или ва­лют­ном рын­ке ча­сто пы­та­ют­ся со­вер­шать сдел­ки, опи­ра­ясь на по­сто­ян­но об­нов­ляе­мые эко­но­ми­че­ские но­во­сти и фи­нан­со­вые дан­ные. Объ­ем до­ступ­ной им ин­фор­ма­ции так ве­лик, что часть ин­фор­ма­ции переоце­ни­ва­ет­ся, часть неиз­беж­но недо­оце­ни­ва­ет­ся, а в ре­зульта­те со­вер­ша­ют­ся убы­точ­ные опе­ра­ции.

От­сут­ствие ин­фор­ма­ции

В фи­нан­со­вой сфе­ре зна­чи­тель­ной ча­сти необ­хо­ди­мой нам ин­фор­ма­ции про­сто не су­ще­ству­ет в тот мо­мент, когда нам необ­хо­ди­мо при­ни­мать ре­ше­ния. Не­воз­мож­но за­ра­нее знать, на­сколь­ко из­ме­нит­ся курс ино­стран­ной ва­лю­ты в бли­жайшие пол­го­да, сов­па­дет ли ре­аль­ное из­ме­не­ние цен на по­ку­па­е­мые ва­ми то­ва­ры с прогно­зи­ру­е­мым уров­нем ин­фля­ции в стра­не, вы­рас­тут или упа­дут це­ны на квар­ти­ры и да­же запла­тят ли вам и в ка­ком раз­ме­ре пре­мию на ра­бо­те по ито­гам ме­ся­ца.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}