1.1.3. Особенности восприятия денег1.1.5. Проблемы мышления 



1.1.4. Проблемы восприятия информации

Проблемы восприятия информации
Проблемы восприятия информации

Асимметрия информации

Есть достаточно много областей (и финансовая сфера - одна из них), где покупателю практически невозможно заранее определить, насколько качественной окажется покупаемая услуга или товар. Например, в финансах только тот, кто предлагает финансовую услугу, знает, собирается ли он ее выполнять (платить по вкладу или переводить деньги по распоряжению клиента, возмещать ущерб по страховому случаю и т.д.).

Более того, механизм ухудшающего отбора, описанный Джорджем Акерлофом в 1970 году, предполагает уход с рынка продавцов качественных товаров и услуг, если это качество никак невозможно продемонстрировать до продажи. До определенной степени такая ситуация характерна для банковской системы тех стран, где существует система страхования вкладов. Если вкладчик открывает вклад в пределах защищаемого системой лимита, ему безразлично, действительно ли банк собирается выполнять свои обязательства или вклад с процентами ему вернется через систему страхования вкладов (о том, что у нас в стране не все так просто, см. главу 6 «Сбережения»).

Ухудшающий отбор и его последствия

Конечно, и в финансовой сфере бывают достаточно очевидные случаи плохого качества вроде неправильно оформленного договора об открытии банковского вклада или финансовых пирамид. Но даже они неизбежно притягивают к себе доверчивых людей.

Есть примеры асимметрии информации в другую сторону. На рынке страхования часто именно покупатели страховки обладают более полной информацией о том, насколько подвержено данному риску их имущество или здоровье. Однако многостраничные правила страхования и запутанные процедуры все равно позволяют страховым компаниям занять более сильную позицию.

Избыток информации

Современная цифровая эпоха предоставляет нам гигантское количество информации практически о любом предмете. Поисковики, фильтры, отзывы и рекомендации упрощают поиск. Однако качество, важность, актуальность информации, а еще потраченное время на ее анализ все равно остаются большой проблемой.

Трейдеры на рынке ценных бумаг или валютном рынке часто пытаются совершать сделки, опираясь на постоянно обновляемые экономические новости и финансовые данные. Объем доступной им информации так велик, что часть информации переоценивается, часть неизбежно недооценивается, а в результате совершаются убыточные операции.

Отсутствие информации

В финансовой сфере значительной части необходимой нам информации просто не существует в тот момент, когда нам необходимо принимать решения. Невозможно заранее знать, насколько изменится курс иностранной валюты в ближайшие полгода, совпадет ли реальное изменение цен на покупаемые вами товары с прогнозируемым уровнем инфляции в стране, вырастут или упадут цены на квартиры и даже заплатят ли вам и в каком размере премию на работе по итогам месяца.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 1.1.3. Особенности восприятия денег1.1.5. Проблемы мышления