3.3.1. Кто такие предприниматели3.3.3. Регистрация бизнеса (выбор между ИП и ООО) 



3.3.2. Создание бизнес-плана

Не сто­ит реги­стри­ро­вать ИП или фир­му без идеи и чет­ко­го по­ни­ма­ния, как вы бу­де­те по­лу­чать си­сте­ма­ти­че­скую при­быль. Ма­лый биз­нес в осо­бен­но­сти мо­жет быть кон­ку­рен­то­способ­ным толь­ко в том слу­чае, если его вла­де­лец об­ла­да­ет ак­ти­вом, ко­то­рый да­ет ему кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства. И ча­ще всего этот ак­тив — его соб­ствен­ные способ­но­сти, на­вы­ки.

На­чать сто­ит с со­став­ле­ния биз­нес-пла­на. Ра­ци­о­наль­ный по­тре­би­тель­ский вы­бор пред­по­ла­га­ет со­по­став­ле­ние всех плю­сов и ми­ну­сов от по­куп­ки то­ва­ра. Так­же и на­чи­на­ю­щий биз­несмен дол­жен со­по­ста­вить все вы­го­ды и из­держ­ки откры­тия сво­е­го биз­не­са, да­же если он со­би­ра­ет­ся за­реги­стри­ро­вать ИП, обо­ро­ты ко­то­ро­го бу­дут очень ма­лы.

Биз­нес-план вы­пол­ня­ет несколь­ко функ­ций:

  • по­мо­га­ет чет­ко сфор­му­ли­ро­вать це­ли биз­не­са, пред­по­ла­га­е­мые ре­зульта­ты де­я­тель­но­сти компа­нии, пу­ти их до­сти­же­ния;
  • со­дер­жит рас­чет пер­во­на­чаль­ных и те­ку­щих за­трат, а так­же пред­по­ла­га­е­мые до­хо­ды, поз­во­ля­ет рас­счи­тать пред­по­ла­га­е­мую рен­та­бель­ность биз­не­са;
  • яв­ляет­ся до­ку­мен­том, на осно­ва­нии ко­то­ро­го по­тен­ци­аль­ные ин­ве­сто­ры оце­ни­ва­ют пер­спек­ти­вы биз­не­са.

Биз­нес-план не дол­жен быть объем­ным, но дол­жен со­дер­жать ин­фор­ма­цию, необ­хо­ди­мую как для при­ня­тия вну­трен­них ре­ше­ний, так и для при­вле­че­ния ин­ве­сти­ций (если это по­тре­бу­ет­ся).

Итак, биз­нес-план на­чи­на­ет­ся с опи­са­ния це­ли, за­дач и дей­ствий для их до­сти­же­ния. Важ­но опре­де­лить дли­тель­ность эта­пов дви­же­ния к це­ли (мож­но по­ста­вить ми­ни­маль­ную и мак­си­маль­ную про­дол­жи­тель­ность), - это об­лег­ча­ет пла­ни­ро­ва­ние и дис­ци­пли­ни­ру­ет.

Да­лее необ­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать ры­нок и ме­сто ва­шей компа­нии на нем. Для это­го на­до ис­сле­до­вать сто­ро­ны спро­са и предло­же­ния.

Спрос – это по­тре­би­те­ли ва­ших то­ва­ров и услуг. По­тен­ци­аль­ных по­ку­па­телей ре­ко­мен­ду­ет­ся раз­де­лить на груп­пы и по каж­дой рассмот­реть за­ин­тере­со­ван­ность про­дук­ци­ей, ка­на­лы про­дви­же­ния и пла­те­же­способ­ность. Та­ким об­разом вы смо­же­те по­нять, бу­дут ли лю­ди го­то­вы пла­тить за ва­шу про­дук­цию и сколь­ко по­тре­бу­ет­ся де­нег для ее про­дви­же­ния.

Предло­же­ние – это вы и ва­ши кон­ку­рен­ты. На­до по­нять, на­сколь­ко ваш то­вар уни­ка­лен, есть ли у не­го за­ме­ни­те­ли, кто их предла­га­ет. Ре­ко­мен­ду­ет­ся сде­лать спи­сок всех (или хо­тя бы наи­бо­лее круп­ных) компа­ний на рын­ке, со­брать ин­фор­ма­цию об осо­бен­но­стях их про­дук­ции, стра­те­ги­ях про­дви­же­ния то­ва­ра и це­ле­вых ауди­то­ри­ях. Это поз­во­лит опре­де­лить ва­шу ни­шу на рын­ке, а воз­мож­но и восполь­зо­вать­ся луч­ши­ми прак­ти­ка­ми.

Если вы ви­ди­те свое ме­сто на рын­ке, то мож­но пере­хо­дить к пла­ни­ро­ва­нию рас­хо­дов и до­хо­дов. В рас­ход­ную часть вой­дут: за­тра­ты на реги­стра­цию и по­лу­че­ние необ­хо­ди­мых сер­ти­фи­ка­тов и ли­цен­зий, арен­да по­ме­ще­ния, за­куп­ка ма­те­ри­а­лов и обо­ру­до­ва­ния, опла­та пер­со­на­ла, рас­хо­ды на мар­ке­тинг. Важ­но не за­быть и про ре­гу­ляр­ные обя­за­тель­ные пла­те­жи: на­ло­ги, по­га­ше­ние кре­ди­та (если его при­шлось брать), ро­ял­ти (если вы откры­ва­е­те биз­нес по фран­ши­зе). До­хо­ды за­ра­нее опре­де­лить слож­но, но то­же необ­хо­ди­мо. Для это­го на­до по­нять, сколь­ко про­дук­ции вы смо­же­те произ­во­дить и про­да­вать (это не од­но и то же) и по ка­кой це­не.

Да­лее на­до со­от­не­сти до­ход­ную и рас­ход­ную ча­сти бюд­же­та и опре­де­лить, бу­дет ли ваш биз­нес рен­та­бель­ным. Обыч­но для это­го рас­счи­ты­ва­ют та­кие по­ка­за­те­ли как чи­стая при­ве­ден­ная сто­и­мость (NPV), ин­декс рен­та­бель­но­сти ин­ве­сти­ций (PI) и дис­конти­ро­ван­ный пе­ри­од оку­па­е­мо­сти (DPP).

Все эти по­ка­за­те­ли пред­по­ла­га­ют дис­конти­ро­ва­ние бу­ду­щих до­хо­дов и рас­хо­дов. Дис­конти­ро­ва­ние – один из важ­ней­ших прин­ци­пов эко­но­ми­ки. Он поз­во­ля­ет кор­рект­но учи­ты­вать бу­ду­щие до­хо­ды и рас­хо­ды. Как пра­ви­ло, лю­ди пред­по­чи­та­ют по­лу­чать день­ги и ве­щи сего­дня, а не зав­тра или че­рез ме­сяц. Этот пси­хо­ло­ги­че­ский факт ле­жит в осно­ве банковско­го про­цен­та. Вы го­то­вы пла­тить про­цент по кре­ди­ту, что­бы по­лу­чить же­ла­е­мое сей­час. И де­лать вкла­ды в банке вы то­же го­то­вы толь­ко под про­цент, по­то­му что вы отка­зы­ва­е­тесь от те­ку­ще­го по­треб­ле­ния ра­ди бу­ду­ще­го. Дис­конти­ро­ва­ние – это опре­де­ле­ние те­ку­щей сто­и­мо­сти де­неж­ной сум­мы, ко­то­рую вы по­лу­чи­те в бу­ду­щем. Для то­го, что­бы узнать, ка­кую ценность сего­дня име­ет по­лу­чен­ная че­рез год 1000 ру­блей, на­до эту сум­му умно­жить на ко­эф­фи­ци­ент дис­конти­ро­ва­ния.

Ко­эф­фи­ци­ент дис­конти­ро­ва­ния = 1/(1+r)

r – это став­ка дис­конти­ро­ва­ния. Ее мож­но взять рав­ной про­цен­ту по банковско­му вкла­ду. Если сред­няя го­до­вая став­ка про­цен­та по вкла­ду рав­на 6%, то 1000 ру­блей, ко­то­рую вы по­лу­чи­те че­рез год сего­дня име­ет для вас ценность 1000/(1+0,06) = 943,4 руб­ля, то есть на 56,6 руб­ля мень­ше, чем 1000 ру­блей, ко­то­рую вы дер­жи­те сего­дня в ру­ках.

Рас­чет по­ка­за­телей рен­та­бель­но­сти биз­не­са

Не­об­хо­ди­мо не толь­ко рас­счи­тать об­щую рен­та­бель­ность проек­та, но и про­ана­ли­зи­ро­вать, как бу­дут рас­пре­де­ле­ны по­то­ки до­хо­дов и рас­хо­дов во вре­ме­ни. Если вы по­тра­ти­те все де­неж­ные сред­ства на арен­ду по­ме­ще­ния, за­куп­ку обо­ру­до­ва­ния и ма­те­ри­а­лов для произ­водства пер­вой пар­тии то­ва­ров, а до­хо­ды от ее про­да­жи ожи­да­ют­ся неско­ро, то мо­жет не хва­тить средств на упла­ту на­ло­гов и за­куп­ку ма­те­ри­а­лов для про­дол­же­ния произ­водства, что по­ста­вит. Та­кие кассо­вые раз­ры­вы мо­гут при­ве­сти к банкрот­ству ва­ше­го биз­не­са.

Еще од­ним важ­ным пунк­том биз­нес-пла­на яв­ляет­ся ана­лиз рис­ков. Рис­ки мож­но раз­де­лить на юри­ди­че­ские (из­ме­не­ние за­ко­но­да­тель­ства, не­пра­виль­но оформ­лен­ные до­го­во­ра, уча­стие в су­деб­ных раз­би­ра­тель­ствах); эко­но­ми­че­ские (из­ме­не­ние кур­сов ва­лют, рост ин­фля­ции, криз от­раслей эко­но­ми­ки); ком­мер­че­ские (не­эф­фек­тив­ность реклам­ной компа­нии, по­став­ка не­ка­че­ствен­но­го обо­ру­до­ва­ния, неопла­та по­став­лен­ных то­ва­ров и услуг); форс-ма­жор (по­жар, на­вод­не­ние, ура­ган). В за­ви­си­мо­сти от ви­да ва­ше­го биз­не­са мож­но вы­де­лить и дру­гие ви­ды рис­ков. Не­об­хо­ди­мо опи­сать при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния рис­ков, оце­нить воз­мож­ный ущерб и сфор­му­ли­ро­вать ан­ти­рис­ковые ме­ро­при­я­тия. На­при­мер, не­пра­виль­но со­став­лен­ный до­го­вор мо­жет по­явить­ся, по­то­му что вы не име­е­те юри­ди­че­ско­го об­разо­ва­ния. От­сут­ствие в до­го­во­ре не­ко­то­рых клю­че­вых пунк­тов мо­жет при­ве­сти к то­му, что ва­ши кли­ен­ты не бу­дут своевре­мен­но произ­во­дить опла­ту то­ва­ров и услуг, что при­ве­дет к банкрот­ству. Ан­ти­рис­ковым ме­ро­при­я­ти­ем яв­ляет­ся консульта­ция юри­ста. Ре­ко­мен­ду­ет­ся так­же обра­тить­ся к экс­пер­там, что­бы они оце­ни­ли ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния рис­ков и на­сколь­ко силь­но они мо­гут по­влиять на ваш биз­нес.

Но важ­но по­мнить, что основ­ным рис­ком для ва­ше­го биз­не­са яв­ляет­ся ва­ша лень и не­вни­ма­тель­ность. Как ска­зал один успеш­ный рос­сий­ский пред­при­ни­ма­тель: «Счи­тать, буд­то мож­но сего­дня что-то сде­лать, и оно бу­дет ра­бо­тать все­гда, — ошиб­ка. Не­что бу­дет ра­бо­тать ров­но до то­го мо­мен­та, по­ка лю­ди, его ро­див­шие, бу­дут вкла­ды­вать ду­шу и си­лы»1.

Если вы дей­стви­тель­но за­ду­ма­е­тесь об откры­тии соб­ствен­но­го биз­не­са, в се­ти ин­тер­нет мож­но найти много сайтов с при­ме­ра­ми биз­нес-пла­нов для разных сфер биз­не­са (напри­мер, би­босс).


Снос­ки
  1. Алек­сандр Крав­цов — со­зда­тель компа­нии «Ру­ян» и брен­да «Экс­пе­ди­ция», ав­тор кни­ги «Биз­нес как экс­пе­ди­ция»  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 3.3.1. Кто такие предприниматели3.3.3. Регистрация бизнеса (выбор между ИП и ООО)