3.3.2. Создание бизнес-плана

Не стоит регистрировать ИП или фирму без идеи и четкого понимания, как вы будете получать систематическую прибыль. Малый бизнес в особенности может быть конкурентоспособным только в том случае, если его владелец обладает активом, который дает ему конкурентные преимущества. И чаще всего этот актив — его собственные способности, навыки.

Начать стоит с составления бизнес-плана. Рациональный потребительский выбор предполагает сопоставление всех плюсов и минусов от покупки товара. Также и начинающий бизнесмен должен сопоставить все выгоды и издержки открытия своего бизнеса, даже если он собирается зарегистрировать ИП, обороты которого будут очень малы.

Бизнес-план выполняет несколько функций:

  • помогает четко сформулировать цели бизнеса, предполагаемые результаты деятельности компании, пути их достижения;
  • содержит расчет первоначальных и текущих затрат, а также предполагаемые доходы, позволяет рассчитать предполагаемую рентабельность бизнеса;
  • является документом, на основании которого потенциальные инвесторы оценивают перспективы бизнеса.

Бизнес-план не должен быть объемным, но должен содержать информацию, необходимую как для принятия внутренних решений, так и для привлечения инвестиций (если это потребуется).

Итак, бизнес-план начинается с описания цели, задач и действий для их достижения. Важно определить длительность этапов движения к цели (можно поставить минимальную и максимальную продолжительность), - это облегчает планирование и дисциплинирует.

Далее необходимо проанализировать рынок и место вашей компании на нем. Для этого надо исследовать стороны спроса и предложения.

Спрос – это потребители ваших товаров и услуг. Потенциальных покупателей рекомендуется разделить на группы и по каждой рассмотреть заинтересованность продукцией, каналы продвижения и платежеспособность. Таким образом вы сможете понять, будут ли люди готовы платить за вашу продукцию и сколько потребуется денег для ее продвижения.

Предложение – это вы и ваши конкуренты. Надо понять, насколько ваш товар уникален, есть ли у него заменители, кто их предлагает. Рекомендуется сделать список всех (или хотя бы наиболее крупных) компаний на рынке, собрать информацию об особенностях их продукции, стратегиях продвижения товара и целевых аудиториях. Это позволит определить вашу нишу на рынке, а возможно и воспользоваться лучшими практиками.

Если вы видите свое место на рынке, то можно переходить к планированию расходов и доходов. В расходную часть войдут: затраты на регистрацию и получение необходимых сертификатов и лицензий, аренда помещения, закупка материалов и оборудования, оплата персонала, расходы на маркетинг. Важно не забыть и про регулярные обязательные платежи: налоги, погашение кредита (если его пришлось брать), роялти (если вы открываете бизнес по франшизе). Доходы заранее определить сложно, но тоже необходимо. Для этого надо понять, сколько продукции вы сможете производить и продавать (это не одно и то же) и по какой цене.

Далее надо соотнести доходную и расходную части бюджета и определить, будет ли ваш бизнес рентабельным. Обычно для этого рассчитывают такие показатели как чистая приведенная стоимость (NPV), индекс рентабельности инвестиций (PI) и дисконтированный период окупаемости (DPP).

Все эти показатели предполагают дисконтирование будущих доходов и расходов. Дисконтирование – один из важнейших принципов экономики. Оно позволяет корректно учитывать будущие доходы и расходы. Как правило, люди предпочитают получать деньги и вещи сегодня, а не завтра или через месяц. Этот психологический факт лежит в основе банковского процента. Вы готовы платить процент по кредиту, чтобы получить желаемое сейчас. И делать вклады в банке вы тоже готовы только под процент, потому что вы отказываетесь от текущего потребления ради будущего. Дисконтирование – это определение текущей стоимости денежной суммы, которую вы получите в будущем. Для того, чтобы узнать, какую ценность сегодня имеет полученная через год 1000 рублей, надо эту сумму умножить на коэффициент дисконтирования.

Коэффициент дисконтирования = 1/(1+r)

r – это ставка дисконтирования. Ее можно взять равной проценту по банковскому вкладу. Если средняя годовая ставка процента по вкладу равна 6%, то 1000 рублей, которую вы получите через год сегодня имеет для вас ценность 1000/(1+0,06) = 943,4 рубля, то есть на 56,6 рубля меньше, чем 1000 рублей, которую вы держите сегодня в руках.

Расчет показателей рентабельности бизнеса

Необходимо не только рассчитать общую рентабельность проекта, но и проанализировать, как будут распределены потоки доходов и расходов во времени. Если вы потратите все денежные средства на аренду помещения, закупку оборудования и материалов для производства первой партии товаров, а доходы от ее продажи ожидаются нескоро, то может не хватить средств на уплату налогов и закупку материалов для продолжения производства. Такие кассовые разрывы могут привести к банкротству вашего бизнеса.

Еще одним важным пунктом бизнес-плана является анализ рисков. Риски можно разделить на юридические (изменение законодательства, неправильно оформленные договора, участие в судебных разбирательствах); экономические (изменение курсов валют, рост инфляции, криз отраслей экономики); коммерческие (неэффективность рекламной компании, поставка некачественного оборудования, неоплата поставленных товаров и услуг); форс-мажор (пожар, наводнение, ураган). В зависимости от вида вашего бизнеса можно выделить и другие виды рисков. Необходимо описать причины возникновения рисков, оценить возможный ущерб и сформулировать антирисковые мероприятия. Например, неправильно составленный договор может появиться, потому что вы не имеете юридического образования. Отсутствие в договоре некоторых ключевых пунктов может привести к тому, что ваши клиенты не будут своевременно производить оплату товаров и услуг, что приведет к банкротству. Антирисковым мероприятием является консультация юриста. Рекомендуется также обратиться к экспертам, чтобы они оценили вероятность возникновения рисков и насколько сильно они могут повлиять на ваш бизнес.

Но важно помнить, что основным риском для вашего бизнеса является ваша лень и невнимательность. Как сказал один успешный российский предприниматель: «Считать, будто можно сегодня что-то сделать, и оно будет работать всегда, — ошибка. Нечто будет работать ровно до того момента, пока люди, его родившие, будут вкладывать душу и силы»1.

Если вы действительно задумаетесь об открытии собственного бизнеса, в сети интернет можно найти много сайтов с примерами бизнес-планов для разных сфер бизнеса (например, бибосс).


Сноски
  1. Александр Кравцов — создатель компании «Руян» и бренда «Экспедиция», автор книги «Бизнес как экспедиция»  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}