5.1.5. Квазиденьги (дополнительная валюта)

В совре­мен­ной эко­но­ми­ке рас­пла­чи­вать­ся мож­но не толь­ко на­лич­ной и без­на­лич­ной на­ци­о­наль­ной ва­лю­той (руб­ля­ми - в Рос­сии, евро - на тер­ри­то­рии Ев­ро­со­ю­за, фун­та­ми стерлин­гов - в Ве­ли­ко­бри­та­нии и так да­лее), но и бо­ну­са­ми, бал­ла­ми, ми­ля­ми и про­чи­ми не­де­неж­ны­ми еди­ни­ца­ми, ко­то­рые по со­гла­сию участ­ни­ков про­грам­мы при­ни­ма­ют­ся как пла­теж­ное сред­ство. Эти еди­ни­цы, за­ме­ня­ю­щие обыч­ные день­ги в опре­де­лен­ных усло­ви­ях, и на­зы­ва­ют­ся ква­зи­день­ги (при­став­ка «ква­зи» име­ет ла­тинское проис­хо­жде­ние и обозна­ча­ет «яко­бы», «по­чти»).

При­ве­дем рас­про­стра­нен­ный ва­ри­ант ис­поль­зо­ва­ния ква­зи­де­нег: по­ку­па­те­лю на­чис­ля­ют­ся бо­ну­сы при опла­те по­ку­пок картой банка, по­сле че­го он мо­жет рас­пла­тить­ся эти­ми бо­ну­са­ми в компа­ни­ях — парт­не­рах это­го банка (в ма­га­зи­нах, на ав­то­за­прав­ках, в ка­фе и ре­сто­ра­нах, са­ло­нах свя­зи, авиа­компа­ни­ях и так да­лее).

В рам­ках та­кой се­ти парт­неров уста­нав­ли­ва­ют­ся свои пра­ви­ла (как мож­но по­лу­чить ва­лю­ту, на что ее мож­но по­ме­нять и по ка­ко­му кур­су), ко­то­рые мо­гут ме­нять­ся, и га­ран­том ис­пол­не­ния обя­за­тельств по уста­нов­лен­ным пра­ви­лам яв­ляет­ся компа­ния, выпу­стив­шая эту до­пол­ни­тель­ную ва­лю­ту (авиа­компа­ния, тор­го­вая сеть, сеть бен­зо­ко­ло­нок и так да­лее) и со­здав­шая свое «го­су­дар­ство», на тер­ри­то­рии ко­то­рой хо­дит эта ва­лю­та (круг парт­неров, с ко­то­ры­ми она до­го­во­ри­лась о при­е­ме дан­ной ва­лю­ты).

Дей­стви­тель­но ли это бо­нус для вас? Или это ил­лю­зия вы­го­ды? Здесь нет од­но­значно­го от­ве­та и все за­ви­сит от вас. Бе­зу­слов­но, это мар­ке­тин­го­вый инстру­мент, и, как лю­бой мар­ке­тин­го­вый инстру­мент, он име­ет це­лью сти­му­ли­ро­вать ва­ше по­треб­ле­ние. Ка­ким об­разом? Чи­стая пси­хо­ло­гия: че­ло­век, раз­мыш­ляя где ему ку­пить про­дук­ты для ужи­на или на ка­кой АЗС запра­вить­ся, вспо­мнит про на­чис­лен­ные бо­ну­сы, ко­то­рые да­ют скид­ку, и эта «вы­го­да» бу­дет под­тал­ки­вать его вы­би­рать про­дав­цов-парт­неров бо­нус­ной про­грам­мы и переклю­чать­ся с при­выч­ных для се­бя ма­га­зи­нов и по­став­щи­ков услуг на вхо­дя­щие в про­грам­му парт­неров. Та­кое переклю­че­ние при­во­дит к про­дав­цам-парт­не­рам но­вых ло­яль­ных по­ку­па­телей, поэто­му они ра­ды участ­во­вать в подоб­ной про­грам­ме.

Для по­ку­па­телей это не­вы­год­но, если они переклю­ча­ют­ся на бо­лее до­ро­гие то­ва­ры и услу­ги (ска­жем, по­ку­па­ли про­дук­ты в ма­га­зи­не эко­ном­клас­са, а за­тем ре­ши­ли «эко­но­мить» с бо­ну­са­ми и по­ме­ня­ли свой при­выч­ный ма­га­зин на ма­га­зин-парт­нер в сво­ем рай­о­не, ко­то­рый от­но­сит­ся уже к пре­ми­ум-клас­су, и те­перь да­же с бо­ну­са­ми тра­тят больше) или на­чи­на­ют по­ку­пать что-то не­нуж­ное про­сто по­то­му, что оно до­ста­ет­ся «по­чти да­ром». Ма­га­зин по­том мо­жет вый­ти из чис­ла парт­неров, а ва­ша по­тре­би­тель­ская мо­дель уже сфор­миро­ва­на, и вы про­дол­жи­те по­ку­пать по при­выч­ке это не­нуж­ное, но уже за пол­ную сто­и­мость.

Дру­гое де­ло, если вы не вклю­ча­е­тесь в гон­ку за бал­ла­ми и не ме­ня­е­те струк­ту­ру своих по­ку­пок и ма­га­зи­нов, а ис­поль­зу­е­те бо­ну­сы, что­бы опла­тить свои при­выч­ные по­куп­ки, если ка­кие-то из ва­ших ма­га­зи­нов ока­за­лись в чис­ле парт­неров. То­гда для вас это дей­стви­тель­но вы­год­но.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}