5.1.6. Квазиденьги (дополнительная валюта)

В современной экономике расплачиваться можно не только наличной и безналичной национальной валютой (рублями - в России, евро - на территории Евросоюза, фунтами стерлингов - в Великобритании и так далее), но и бонусами, баллами, милями и прочими неденежными единицами, которые по согласию участников программы принимаются как платежное средство. Эти единицы, заменяющие обычные деньги в определенных условиях, и называются квазиденьги (приставка «квази» имеет латинское происхождение и обозначает «якобы», «почти»).

Приведем распространенный вариант использования квазиденег: покупателю начисляются бонусы при оплате покупок картой банка, после чего он может расплатиться этими бонусами в компаниях — партнерах этого банка (в магазинах, на автозаправках, в кафе и ресторанах, салонах связи, авиакомпаниях и так далее).

В рамках такой сети партнеров устанавливаются свои правила (как можно получить валюту, на что ее можно поменять и по какому курсу), которые могут меняться, и гарантом исполнения обязательств по установленным правилам является компания, выпустившая эту дополнительную валюту (авиакомпания, торговая сеть, сеть бензоколонок и так далее) и создавшая свое «государство», на территории которой ходит эта валюта (круг партнеров, с которыми она договорилась о приеме данной валюты).

Действительно ли это бонус для вас? Или это иллюзия выгоды? Здесь нет однозначного ответа и все зависит от вас и от условий конкретной бонусной программы. Безусловно, это маркетинговый инструмент, и, как любой маркетинговый инструмент, он имеет целью стимулировать ваше потребление. Каким образом? Чистая психология: человек, размышляя где ему купить продукты для ужина или на какой АЗС заправиться, вспомнит про начисленные бонусы, которые дают скидку, и эта «выгода» будет подталкивать его выбирать продавцов-партнеров бонусной программы и переключаться с привычных для себя магазинов и поставщиков услуг на входящие в программу партнеров. Такое переключение приводит к продавцам-партнерам новых лояльных покупателей, поэтому они рады участвовать в подобной программе.

Для покупателей это невыгодно, если они переключаются на более дорогие товары и услуги (скажем, покупали продукты в магазине экономкласса, а затем решили «экономить» с бонусами и поменяли свой привычный магазин на магазин-партнер в своем районе, который относится уже к премиум-классу, и теперь даже с бонусами тратят больше) или начинают покупать что-то ненужное просто потому, что оно достается «почти даром». Магазин потом может выйти из числа партнеров, а ваша потребительская модель уже сформирована, и вы продолжите покупать по привычке это ненужное, но уже за полную стоимость.

Другое дело, если вы не включаетесь в гонку за баллами и не меняете структуру своих покупок и магазинов, а используете бонусы, чтобы оплатить свои привычные покупки, если какие-то из ваших магазинов оказались в числе партнеров. Тогда для вас это действительно выгодно.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}