Сервис chargeback, или защита от недобросовестного продавца

Что де­лать, если про­да­вец ве­дет се­бя недо­бро­со­вест­но – день­ги за то­вар или услу­гу вы ему на счет пере­ве­ли, а он ее по­ста­вил не во­вре­мя или не­над­ле­жа­ще­го ка­че­ства? На­при­мер, вы за­ре­зер­ви­ро­ва­ли и опла­ти­ли он­лайн ком­на­ту в отеле, при­е­ха­ли в 2 ча­са но­чи и ни­кто не открыл вам две­ри, не взи­рая на звон­ки и жа­лоб­ные взы­ва­ния под две­рью; или опла­ти­ли арен­ду ав­то­мо­би­ля он­лайн, а за­тем, по воз­вра­ще­нию, в мо­мент сда­чи ав­то­мо­би­ля, пред­ста­ви­тель компа­нии вы­ну­дил вас запла­тить сум­му в два ра­за большую без ка­ких-ли­бо ар­гу­мен­тов, за ис­клю­че­ни­ем ва­ше­го пас­пор­та, остав­лен­но­го в за­ло­ге. В этих и в дру­гих подоб­ных слу­ча­ях про­да­вец ве­дет се­бя недо­бро­со­вест­но и не вы­пол­ня­ет усло­вия контрак­та. Что де­лать?

Ко­неч­но, мож­но су­дить­ся с про­дав­цом, но не все го­то­вы тра­тить на это си­лы и вре­мя. Альтер­на­ти­вой об­раще­ния в суд яв­ляет­ся сер­вис chargeback, ко­то­рый предо­став­ляют меж­ду­на­род­ные пла­теж­ные си­сте­мы Visa и Master­Card своим кли­ен­там при опла­те по­куп­ки пла­сти­ко­вой карточ­кой. Это сер­вис за­щи­ты по­ку­па­те­ля, по ко­то­рой оспа­ри­ва­е­мая сум­ма (сто­и­мость то­ва­ра или услу­ги, ко­то­рую вы опла­ти­ли) без­ак­цепт­но (то есть без со­гла­сия недо­бро­со­вестно­го про­дав­ца) спи­сы­ва­ет­ся со сче­та про­дав­ца, а тот за­тем уже до­ка­зы­ва­ет, кто был прав в этой спор­ной си­ту­а­ции.

Как восполь­зо­вать­ся сер­ви­сом.

Обыч­но, в прак­ти­ке евро­пей­ских и аме­ри­канских банков до­ста­точ­но свя­зать­ся с банком, выпу­стив­шем пла­сти­ко­вую кар­ту, с по­мо­щью ко­то­рой бы­ли опла­че­ны услу­ги недо­бро­со­вестно­го про­дав­ца, и по­про­сить ото­звать пла­теж при этом объ­яс­нив си­ту­а­цию. В не­ко­то­рых слу­ча­ях, если про­да­вец не со­гла­сен с ва­ши­ми пре­тен­зи­я­ми, банк про­сит предо­ста­вить под­твер­жда­ю­щие до­ку­мен­ты или до­пол­ни­тель­ные дан­ные по элек­трон­ной по­чте.

В Рос­сии этот про­цесс несколь­ко услож­ня­ет­ся, по­сколь­ку, во-пер­вых, не все опе­ра­ци­о­ни­сты зна­ют о та­ком сер­ви­се, в свя­зи с чем при­хо­дит­ся звать стар­ше­го по долж­но­сти, ко­то­рый об этом зна­ет, та­ким об­разом, звон­ка в банк бу­дет недо­ста­точ­но, нуж­но бу­дет лич­но прий­ти в банк; во-вто­рых, необ­хо­ди­мо предо­ста­вить пол­ный па­кет до­ку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щий, что вы дей­стви­тель­но сде­ла­ли опла­ту имен­но это­му по­став­щи­ку (напри­мер, вы­писка со сче­та), что по­ку­па­ли то­вар или услу­гу с од­ни­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, а по­лу­чи­ли – с дру­ги­ми (офер­та про­дав­ца на сайте, до­го­вор, элек­тронное пись­мо, под­твер­жда­ю­щее по­куп­ку и т.д.). К под­твер­жда­ю­щим до­ку­мен­там при­кла­ды­ва­ет­ся заяв­ле­ние на воз­врат де­нег на ва­шу кар­ту (этот воз­врат и на­зы­ва­ет­ся chargeback), в ко­то­ром по­ми­мо стан­дарт­ной ин­фор­ма­ции (ва­ших пас­порт­ных дан­ных, рекви­зи­тов про­дав­ца, сум­мы и да­ты пере­во­да) необ­хо­ди­мо пере­чис­лить при­ло­жен­ные до­ку­мен­ты, что­бы не до­пу­стить их бес­след­ной утра­ты из ва­ше­го «де­ла». Со­труд­ник банка дол­жен рас­пи­сать­ся на ва­шем эк­зем­пля­ре заяв­ле­ния и по­ста­вить да­ту и пе­чать, под­твер­ждая тем са­мым что заяв­ле­ние и па­кет до­ку­мен­тов по­лу­чен.

При благо­при­ят­ном стече­нии об­сто­я­тельств че­рез 35–40 дней по­сле об­раще­ния день­ги или бу­дут пере­чис­ле­ны на ва­шу кар­ту, ли­бо при­дет от­ри­ца­тель­ный от­вет от банка. В по­след­нем слу­чае мож­но по­жа­ло­вать­ся в ва­шу пла­теж­ную си­сте­му (Visa или Master­Card) на ваш банк или обра­тить­ся в суд.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}