Сервис chargeback, или защита от недобросовестного продавца
Что делать, если продавец ведет себя недобросовестно – деньги за товар или услугу вы ему на счет перевели, а он ее поставил не вовремя или ненадлежащего качества? Например, вы зарезервировали и оплатили онлайн комнату в отеле, приехали в 2 часа ночи и никто не открыл вам двери, не взирая на звонки и жалобные взывания под дверью; или оплатили аренду автомобиля онлайн, а затем, по возвращению, в момент сдачи автомобиля, представитель компании вынудил вас заплатить сумму в два раза большую без каких-либо аргументов, за исключением вашего паспорта, оставленного в залоге. В этих и в других подобных случаях продавец ведет себя недобросовестно и не выполняет условия контракта. Что делать?
Конечно, можно судиться с продавцом, но не все готовы тратить на это силы и время. Альтернативой обращения в суд является сервис chargeback, который предоставляют международные платежные системы Visa и MasterCard своим клиентам при оплате покупки пластиковой карточкой. Это сервис защиты покупателя, по которой оспариваемая сумма (стоимость товара или услуги, которую вы оплатили) безакцептно (то есть без согласия недобросовестного продавца) списывается со счета продавца, а тот затем уже доказывает, кто был прав в этой спорной ситуации.
Как воспользоваться сервисом.
Обычно, в практике европейских и американских банков достаточно связаться с банком, выпустившем пластиковую карту, с помощью которой были оплачены услуги недобросовестного продавца, и попросить отозвать платеж при этом объяснив ситуацию. В некоторых случаях, если продавец не согласен с вашими претензиями, банк просит предоставить подтверждающие документы или дополнительные данные по электронной почте.
В России этот процесс несколько осложняется тем, что не все сотрудники банков осведомлены об этом сервисе и не всегда охотно соглашаются его предоставить. При самом удачном варианте развития событий для того, чтобы оспорить операцию, достаточно написать об этом в чате мобильного банковского приложения. Оператор запросит у вас детали транзакции и подтверждающие документы о том, что услуга не была оказана (вообще или надлежащим образом на оговоренных условиях). Если ответа в приложении не последует или такой сервис в вашем банке в принципе не доступен, можно попробовать позвонить напрямую в банк.
Если ни тот, ни другой способ не сработал, придется идти в офис банка лично, а иногда и ждать там длительное время, в худшем случает - обращаться несколько раз, предоставляя различные подтверждающие документы по запросу банка (список может различаться, но стандартно это заявление, выписка со счета о совершенной операции и любые документы, подтверждающие ваше право на её оспаривание).
Если всё проходит удачно, то в установленные банком сроки возврат денежных средств поступит на счет. Если же подтвердить основание для возврата (то есть недобросовестность продавца или поставщика услуги не получилось) не удается, банк либо запросит дополнительные документы, либо ответит окончательным отказом. В последнем случае у вас остается возможность подать жалобу в платежную систему (Visa или MasterCard) или обратиться в суд
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}