Ремонтная реформа ОСАГО
Весной 2017 года в системе ОСАГО - обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев - произошло несколько нововведений. Главная из них - компенсация по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины - то есть, возмещение ущерба происходит в натуральной форме, а не денежной [1]. Однако закон все же определяет следующие случаи, когда выплата должна происходить в денежной форме:
- полная гибель автомобиля,
- превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. руб.),
- гибель потерпевшего в ДТП или причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью.
Претендовать на денежную выплату также могут инвалиды. Выплата может быть в деньгах и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком.
Основная цель новаций - борьба с большими выплатами по ОСАГО в некоторых регионах, в которых, по мнению страховых компаний, страхователи при поддержке профессиональных юристов и судебных органов злоупотребляют правом. Такие регионы теперь принято называть «токсичными».
Ремонт в качестве приоритетной формы страхового возмещения будет установлен только в отношении легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Автовладелец на этапе заключения договора ОСАГО сможет выбрать станцию технического обслуживания (СТО), где будет ремонтироваться его автомобиль в случае ДТП, из предложенного страховщиком списка. Кроме того, по согласованию со страховщиком страхователь сможет отремонтировать автомобиль на СТО по своему выбору.
При осуществлении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства не будет учитываться износ деталей и агрегатов. Введен запрет на замену деталей на запасные части, бывшие в употреблении. Следует иметь в виду, что при компенсации ущерба в денежной форме износ обычно учитывается - и в этом свете восстановительный ремонт может оказаться более привлекательным. Не случайно поэтому в 2022 году получила распространение практика замены натурального возмещения вреда денежным по инициативе страховщика. Кроме того, на рынке появились страховые продукты, изначально предполагающие отказ страхователя от права на ремонт.
Ремонт, за качество которого будет отвечать страховщик, должен проводиться на СТО для жителей крупных городов РФ (более 500 тыс. человек) в пределах 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего, его максимальный срок зафиксирован на уровне 30 дней. Новые автомобили, не старше двух лет, должны будут ремонтироваться на СТО официальных дилеров.
В случае неоднократных нарушений этих требований Банк России может ввести запрет страховщику на натуральное возмещение по ОСАГО.
Интересно, что по итогам 2021 года «выплаты по возмещению причиненного вреда в натуре» были проведены всего лишь в 8% признанных страховых случаев ОСАГО. По итогам первого полугодия 2022 года на них пришлось только 7% выплат. Основным способом компенсации ущерба в рамках ОСАГО была и остается денежная выплата.
Список источников
-
пункт 15.1 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ↩
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}