12.1.2. Кто такой потребитель?

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о ЗПП) дает следующее определение:

«потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Как мы видим, закон защищает права гражданина, который покупает товары и услуги не для перепродажи или производства и последующей продажи с целью получения прибыли. Кроме того, обратим ваше внимание, что закон распространяет свое действие и на предпокупочный период: когда вы прицениваетесь, расспрашиваете продавца о свойствах и функциях товара, закон защищает ваше право на полную и достоверную информацию на этом этапе. Также закон защищает права потребителя и в период пользования товаром, то есть ваши отношения с продавцом не заканчиваются, условно говоря, в магазине на кассе, они продолжаются и дальше, пока вы пользуетесь товаром, и в это время вы тоже можете рассчитывать на определенную правовую защиту.

А что по поводу национальности гражданина? Является ли потребителем, на которого распространяется Закон о ЗПП, иностранный гражданин (например, студент, приехавший из зарубежного университета по обмену), совершающий бытовые сделки на территории Российской Федерации (то есть покупающий батон хлеба с колбасой в магазине возле общежития)? Да, является. Интуитивно мы понимаем, что, например, товары, работы и услуги должны быть безопасны для любого потребителя - не важно, какое у него гражданство или место жительства. Нельзя, к примеру, продать иностранцу просроченный йогурт, мотивируя это тем, что на иностранцев нормы о ЗПП не распространяются.

Можно привести и правовое обоснование: согласно пункту 1 статьи 1 Закона о ЗПП отношения в области защиты прав потребителей являются гражданско-правовыми и регулируются, в частности, ГК РФ. По положениям статьи 2 ГК РФ, участниками таких отношений являются граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства. Другое дело, что на практике не всегда обеспечивается равенство прав иностранных и отечественных потребителей. Так, цена на входные билеты в музеи может существенно отличаться для россиян и иностранцев, при этом хитрые учреждения культуры формально действуют в рамках законодательства, устанавливая цену билета для иностранцев как базовую, а цену для граждан РФ определяют как «льготную» стоимость.

А можно ли пользоваться нормами Закона о ЗПП в случае, если товар (работа, услуга) не были куплены, а достались по тем или иным причинам бесплатно (например, были подарены друзьями или самим продавцом в ходе промоакции) и при этом оказались некачественными? Здесь ответ тоже будет положительным.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}