Schumer box ("Коробка Шумера"), или Как донести до потребителя важную и сложную информацию?
Как мы увидели из экспериментального примера, приведенного выше, людям недостаточно дать необходимую информацию. Как показывают исследования, информацию нужно дать в таком формате, чтобы ее было легко воспринять и, что важно для выбора сложных продуктов, в том числе финансовых, чтобы было легко сравнить. Это осознают не только ученые, но и политические деятели, которые инициируют специальные нормативные акты. Например, в США еще в 1968 году был принят закон о достоверности информации при кредитовании (Truth in Lending Act), в котором установлены требования к расчету годовых процентных ставок, определению полной стоимости кредита. В 1988 году это законодательство было дополнено так называемой «Коробкой Шумера» (Schumer box - по имени предложившего эти нормы конгрессмена Чарльза Шумера), которая представляет собой требования к перечню необходимой информации о кредитных картах и формату предоставления этой информации. Так, согласно «Коробке Шумера», перечень информации, которую кредитная организация обязана предоставить потребителю, включает в себя:
- годовую плату за обслуживание карты;
- годовую процентную ставку по покупкам в кредит;
- изменения ставки;
- годовую процентную ставку по другим операциям (снятие наличных и так далее);
- льготный период, или грейс-период;
- метод финансовых расчетов процентных платежей;
- плату в случае международных операций, поздней оплаты, превышения кредитного лимита и так далее.
Все компании, предлагающие кредитные карты, раскрывают информацию о продукте в одинаковом формате, что дает возможность потребителям легко сравнить альтернативы и выбрать оптимальный для них вариант1.
Аналогичные требования появились в законодательстве Российской Федерации. Банк России на протяжении последних лет устанавливал требования к раскрытию российскими банками информации о различных банковских продуктах (вкладах, кредитах, дебетовым и кредитным картам), позволяя гражданам в простом и понятном виде получать необходимые данные, сравнивать их и делать более осознанный выбор до заключения договора с кредитной организацией
Параметры | Значения параметров для кредитной карты условного банка «BANK» |
---|---|
Годовая процентная ставка для покупок | 0% в течение стартового периода, далее стандартная годовая процентная ставка в диапазоне от 10,99% до 18,99% |
Другие годовые процентные ставки | Перевод остатка счета на другой счет: 0% Снятие наличных денег: 23,99% Ставка штрафных санкций: до 30,99% |
Информация об изменении ставки | Стандартная годовая процентная ставка может меняться ежемесячно и соответствует базисной ставке плюс 5,99–13,99% |
Льготный период (грейс–период) | По меньшей мере 25 дней, если вы оплачиваете ваш счет полностью каждый месяц |
Метод расчета остатка по счету | Ежедневно средний остаток по счету |
Годовая плата | Отсутствует |
Минимальная стоимость кредита | $50 |
Аналогичные требования были законодательно введены в других странах, в частности в Великобритании в 2004 году, в Германии - в 2011 году (PIB, Product Information Sheet), в Испании - в 2011 году (предконтрактный информационный лист), в Австралии - в 2012 году (Ноmе Loan Fact Sheet, определяющий формат предоставления потребителю информации об ипотечном кредите), а также в 2011 была принята Директива Европейского союза, в которой установлена стандартная форма для разных видов кредитов (Standard European Consumer Credit Information, SECCI).
Сноски
-
Кокорев Р.А., Плотникова Т.А., Солодухина А.В., Суркова И.Б., Трухачев С.А. Информационная асимметрия на финансовом рынке и защита прав потребителей кредитных услуг в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2015. № 6. Статья подготовлена на основе результатов мониторинга защиты прав потребителей финансовых услуг, осуществленного в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», Консорциумом в составе Союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (КонфОП) и Consumers International. ↩
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}