Статистика жалоб потребителей финансовых услуг

В 2022 году в адрес Роспотребнадзора и его территориальных органов поступило 23 515 обращений по вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, что на 7,6 % меньше, чем в 2021 году.

Динамика числа обращений, поступающих в Роспотребнадзор по вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, за период 2012–2022 гг.
Динамика числа обращений, поступающих в Роспотребнадзор по вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, за период 2012–2022 гг.

Источник: Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2022 году»

При этом доля таких обращений в общем объеме стабильно небольшая: 6,3% (в 2021 она составляла 6,4 %, в 2020 – 5,7%, в 2019 году – 3,5 %).

В структуре полученных Роспотребнадзором обращений традиционно преобладают вопросы нарушения прав потребителей в банковской сфере (68%). По вопросам страховой деятельности в 2022 году рассмотрено 18% обращений, МФО – 11 %, платежных агентов – 1 %.

Структура обращений потребителей финансовых услуг по видам финансовых услуг, рассмотренных Роспотребнадзором в 2022 гг, в процентах
Структура обращений потребителей финансовых услуг по видам финансовых услуг, рассмотренных Роспотребнадзором в 2022 гг, в процентах

Источник: Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2022 году»

Основной прирост обращений пришелся на первую половину года, главный фактор роста – введение санкций в отношении Российской Федерации. На жалобы, связанные с введением санкций, пришлось 12,5 % от общего количества. Всего за год получено 46 тыс. «санкционных» жалоб, из которых 72 % – в феврале-июне. Основная часть «санкционных» жалоб пришлась на банки и была связана с валютными вкладами и счетами, а также кредитными каникулами и реструктуризациями.

Сильно выросло количество жалоб на субъектов страхового дела - на 30,2 % по сравнению с 2021 годом. Наибольшую долю в общем объеме жалоб в отношении субъектов страхового дела занимают вопросы, связанные с ОСАГО, – 79,3 %. Число жалоб на ОСАГО выросло на 48,4 %, до 47 тыс., прежде всего за счет шаблонных жалоб на неверно примененный показатель безаварийного вождения – коэффициент бонус - малус. Такие жалобы формировали платные сайты- посредники, причем они касались общей проверки страховой истории заявителя, а не конкретных действий страховых организаций.

В отношении субъектов рынка ценных бумаг количество жалоб в Банк России за 2022 г. выросло в 7 раз – до 22 тыс., их подавляющее большинство связано с санкциями. Порядка 81 % «санкционных» жалоб, пик которых пришелся на апрель, был вызван прежде всего вынужденными переводами брокерских и индивидуальных инвестиционных счетов от брокеров, оказавшихся под санкциями, другим участникам рынка, а также блокировкой иностранных ценных бумаг.

Почти по всем категориям финансовых продуктов отмечен рост числа жалоб на практику предложения одного финансового продукта под видом другого – мисселинг[1]. В 2022 году количество жалоб, поступивших по вопросам мисселинга, выросло на 40 % по сравнению с 2021 годом и составило 5,8 тыс.


Список источников
  1. https://cbr.ru/protection_rights/np/  ↩

#юридическое
Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}