Финансовый омбудсмен в мире и в РФ

В европейских странах институту омбудсменов (от шведского om­buds­man — лицо, представляющее чьи-либо интересы) уже более 20 лет. Первый представитель профессии был назначен на должность в 1992 году в Германии, следом подключились другие европейские страны (Франция, Италия, Великобритания и так далее).

В России институт финансового омбудсмена появился 1 октября 2010 года и был учрежден Ассоциацией российских банков (АРБ) для урегулирования конфликтной ситуации между финансовыми организациями и их клиентами во внесудебном порядке. При благоприятном стечении обстоятельств омбудсмен выносил решение об удовлетворении требований потребителя или, в случае нарушения интересов, предлагал компромиссный вариант.

Решения финансового омбудсмена носили исключительно рекомендательный характер и не обязывали финансовую организацию их выполнять, поскольку законодательной основы деятельности финансового омбудсмена не было. Несмотря на это обстоятельство, данный неформальный институт защиты прав потребителей действовал довольно эффективно. Ежемесячно в адрес финансового омбудсмена поступало около 500 обращений, и около 100 споров удавалось урегулировать. За семь лет работы финансовым омбудсменом были рассмотрены обращения потребителей в отношении 492 финансовых организаций, в числе которых кредитные организации, микрофинансовые организации, страховые компании. С самого начала работы службы, с 1 октября 2010 года, и до вступления в силу закона о финансовом управляющем, финансовым омбудсменом работал заслуженный экономист РФ Павел Алексеевич Медведев.

Количество обращений к финансовому омбудсмену
Всего с 01.10.2010 В том числе декабрь 2017 В том числе ноябрь 2017 Прирост в % к предыдущ. месяцу
Количество обращений 36736 498 469 8
в том числе:
– в письменном виде 9557 234 157 49
– по электронной почте 6937 6 54 –89
– по телефону 20242 258 248 4
Урегулировано споров 10889 117 119 –2
в том числе:
– в результате тел. консультаций 9682 103 99 4
– в результате согл. позиций сторон 1207 14 20 –30
Количество организаций, фигурирующих в обращениях
– кредитные организации 278 40 37
– коллекторские агентства 42 3 2
– страховые компании 27 11 2
– микрофинансовые организации 85 16 14
– другие финансовые организации 66 10 5
– бюро кредитных историй 2 0 0
Итого организаций 500 80 60

Источник: ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ финансового омбудсмена № 84 (декабрь 2017 года)

С 3 сентября 2018 года началась новая страница в истории института финансового омбудсмена в России: в силу вступил Федеральный закон №123-ФЗ «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций», устанавливающий статус финансового уполномоченного (название, пришедшее на смену финансовому омбудсмену), его полномочия, порядок обращения граждан, порядок выполнения финансовыми организациями решений финансового уполномоченного и так далее.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}