Финансовый омбудсмен в мире и в РФ
В европейских странах институту омбудсменов (от шведского ombudsman — лицо, представляющее чьи-либо интересы) уже более 20 лет. Первый представитель профессии был назначен на должность в 1992 году в Германии, следом подключились другие европейские страны (Франция, Италия, Великобритания и так далее).
В России институт финансового омбудсмена появился 1 октября 2010 года и был учрежден Ассоциацией российских банков (АРБ) для урегулирования конфликтной ситуации между финансовыми организациями и их клиентами во внесудебном порядке. При благоприятном стечении обстоятельств омбудсмен выносил решение об удовлетворении требований потребителя или, в случае нарушения интересов, предлагал компромиссный вариант.
Решения финансового омбудсмена носили исключительно рекомендательный характер и не обязывали финансовую организацию их выполнять, поскольку законодательной основы деятельности финансового омбудсмена не было. Несмотря на это обстоятельство, данный неформальный институт защиты прав потребителей действовал довольно эффективно. Ежемесячно в адрес финансового омбудсмена поступало около 500 обращений, и около 100 споров удавалось урегулировать. За семь лет работы финансовым омбудсменом были рассмотрены обращения потребителей в отношении 492 финансовых организаций, в числе которых кредитные организации, микрофинансовые организации, страховые компании. С самого начала работы службы, с 1 октября 2010 года, и до вступления в силу закона о финансовом управляющем, финансовым омбудсменом работал заслуженный экономист РФ Павел Алексеевич Медведев.
Всего с 01.10.2010 | В том числе декабрь 2017 | В том числе ноябрь 2017 | Прирост в % к предыдущ. месяцу | |
---|---|---|---|---|
Количество обращений | 36736 | 498 | 469 | 8 |
в том числе: | ||||
– в письменном виде | 9557 | 234 | 157 | 49 |
– по электронной почте | 6937 | 6 | 54 | –89 |
– по телефону | 20242 | 258 | 248 | 4 |
Урегулировано споров | 10889 | 117 | 119 | –2 |
в том числе: | ||||
– в результате тел. консультаций | 9682 | 103 | 99 | 4 |
– в результате согл. позиций сторон | 1207 | 14 | 20 | –30 |
Количество организаций, фигурирующих в обращениях | ||||
– кредитные организации | 278 | 40 | 37 | |
– коллекторские агентства | 42 | 3 | 2 | |
– страховые компании | 27 | 11 | 2 | |
– микрофинансовые организации | 85 | 16 | 14 | |
– другие финансовые организации | 66 | 10 | 5 | |
– бюро кредитных историй | 2 | 0 | 0 | |
Итого организаций | 500 | 80 | 60 |
Источник: ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ финансового омбудсмена № 84 (декабрь 2017 года)
С 3 сентября 2018 года началась новая страница в истории института финансового омбудсмена в России: в силу вступил Федеральный закон №123-ФЗ «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций», устанавливающий статус финансового уполномоченного (название, пришедшее на смену финансовому омбудсмену), его полномочия, порядок обращения граждан, порядок выполнения финансовыми организациями решений финансового уполномоченного и так далее.
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}