Как банк подключает страховку без ведома, но с согласия клиента

Ле­том 2019 го­да на один из­вест­ный банк ста­ли по­сту­пать много­чис­лен­ные жа­ло­бы – о под­клю­че­нии стра­хов­ки без ве­до­ма кли­ен­тов. Услу­гу стра­хо­ва­ния кли­ен­ты по­ку­па­ли са­ми то­го не зная, об­раща­ясь в банк со­вер­шен­но по дру­гим по­во­дам – по­лу­че­ние де­бе­то­вой кар­ты, оформ­ле­ние кре­дит­ной кар­ты, пере­кре­ди­то­ва­ние и т.д. Вот несколь­ко при­ме­ров, ко­то­рые при­во­дит пор­тал Банки.ру:

«При оформ­ле­нии де­бе­то­вой кар­ты, со­труд­ник меж­ду де­лом, по­про­си­ла ме­ня под­пи­сать до­пcо­гла­ше­ние к кре­дит­ной кар­те. Я уди­вил­ся и ска­зал, что не по­да­вал заявок на из­ме­не­ние усло­вий по кре­дит­ной кар­те. Она ска­за­ла, что у ме­ня был ав­то­ма­ти­че­ски из­ме­нен кре­дит­ный ли­мит, и в свя­зи с этим я дол­жен под­пи­сать допсо­гла­ше­ние», — расска­зы­ва­ет кли­ент Банка. По его сло­вам, в до­пол­ни­тель­ном со­гла­ше­нии был толь­ко один пункт — об из­ме­не­нии кре­дит­но­го ли­ми­та, и со­труд­ни­ца банка уве­ри­ла его, что ни­ка­ких до­пол­ни­тель­ных плат­ных услуг под­клю­че­но не бу­дет. «Спу­стя 9 дней у ме­ня спи­са­ли комис­сию за ор­га­ни­за­цию стра­хо­ва­ния в раз­ме­ре 1507.12 ру­блей», — от­ме­ча­ет он.

«Я обра­тил­ся в отде­ле­ние банка запро­сом пере­кре­ди­то­вать­ся. Ме­не­джер, ко­то­рый ме­ня об­слу­жи­вал по­ин­тере­со­вал­ся, нет ли у ме­ня с со­бой кре­дит­ной кар­ты. Она бы­ла со мной, ме­не­джер по­про­сил ее предо­ста­вить, яко­бы для вхо­да в си­сте­му под мо­им про­фи­лем для фор­миро­ва­ния заяв­ки. Мне это по­ка­за­лось стран­ным, по­то­му что при­шлось вво­дить в тер­ми­нал па­роль от кар­ты и со­об­щать код из смс-уве­дом­ле­ния», — опи­сал си­ту­а­цию дру­гой кли­ент. Спи­са­ние за «ор­га­ни­за­цию стра­хо­ва­ния, в т. ч. НДС» кли­ент за­ме­тил спу­стя ме­сяц.

Как мы ви­дим, со­труд­ни­ки банка не упо­ми­на­ли о том, что кли­ент под­пи­сы­ва­ет­ся в том чис­ле под при­об­ре­те­ни­ем стра­хов­ки, то есть не предо­ста­ви­ли пол­ной ин­фор­ма­ции о при­об­ре­та­е­мой услу­ге.

Бо­лее то­го, в большинстве слу­ча­ев кли­ент да­же не ви­дел ни­ка­ко­го до­го­во­ра, так как со­гла­сие на оформ­ле­ние де­бе­то­вой кар­ты (а за­од­но и присо­еди­не­ние к кол­лек­тив­но­му до­го­во­ру стра­хо­ва­ния жиз­ни и здо­ро­вья) он дал с по­мо­щью так на­зы­ва­е­мой про­стой элек­трон­ной под­пи­си (ПЭП). ПЭП – это тот са­мый код из СМС, ко­то­рый кли­ент на­зы­ва­ет опе­ра­ци­о­ни­сту во вре­мя ви­зи­та в банк. Сей­час это до­воль­но рас­про­стра­нен­ный способ под­твер­жде­ния опе­ра­ций и мно­гие да­же не чи­та­ют ин­фор­ма­цию в СМС с ко­дом – ка­кая опе­ра­ция сей­час со­вер­ша­ет­ся.

Еще од­на хит­рость за­клю­ча­ет­ся в том, что пер­вое спи­са­ние де­нег проис­хо­дит спу­стя ме­сяц по­сле под­клю­че­ния к до­го­во­ру кол­лек­тив­но­го стра­хо­ва­ния – имен­но так кли­ент узна­ет, что он ка­ким-то не­ве­ро­ят­ным об­разом при­об­рел услу­гу стра­хо­ва­ния. По за­ко­ну, кли­ент мо­жет отка­зать­ся от до­го­во­ра и вер­нуть стра­хо­вую пре­мию, но в тече­ние двух не­дель – это так на­зы­ва­е­мый «пе­ри­од охла­жде­ния». Та­ким об­разом кли­ент ли­ша­ет­ся воз­мож­но­сти своевре­мен­но рас­торг­нуть до­го­вор, до спи­са­ния де­неж­ных средств. В жа­ло­бах от­ме­ча­лось, что по­сле звон­ков в кол-центр банк от­клю­чал услу­гу стра­хо­ва­ния, но ра­нее спи­сан­ную комис­сию воз­вра­щать отка­зы­вал­ся. Не­ко­то­рым кли­ен­там банк вер­нул спи­сан­ную сум­му по­сле их об­раще­ний в «На­род­ный рейтинг банков».

В дан­ном слу­чае яв­но име­ет ме­сто на­ру­ше­ние За­ко­на о ЗПП – как ми­ни­мум, пра­ва на ин­фор­ма­цию. Так­же мож­но уви­деть при­зна­ки так на­зы­ва­е­мо­го «па­ке­ти­ро­ва­ния» - когда при ока­за­нии од­ной услу­ги, про­да­вец на­вя­зы­ва­ет в яв­ном или неяв­ном ви­де дру­гую услу­гу. Об этом мы расска­зы­ва­ем в па­ра­гра­фе 12.3.7 Не­дей­стви­тель­ность усло­вий до­го­во­ра.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}