Как банк подключает страховку без ведома, но с согласия клиента
Летом 2019 года на один известный банк стали поступать многочисленные жалобы – о подключении страховки без ведома клиентов. Услугу страхования клиенты покупали сами того не зная, обращаясь в банк совершенно по другим поводам – получение дебетовой карты, оформление кредитной карты, перекредитование и т.д. Вот несколько примеров, которые приводит портал Банки.ру:
«При оформлении дебетовой карты, сотрудник между делом, попросила меня подписать допcоглашение к кредитной карте. Я удивился и сказал, что не подавал заявок на изменение условий по кредитной карте. Она сказала, что у меня был автоматически изменен кредитный лимит, и в связи с этим я должен подписать допсоглашение», — рассказывает клиент Банка. По его словам, в дополнительном соглашении был только один пункт — об изменении кредитного лимита, и сотрудница банка уверила его, что никаких дополнительных платных услуг подключено не будет. «Спустя 9 дней у меня списали комиссию за организацию страхования в размере 1507.12 рублей», — отмечает он.
«Я обратился в отделение банка запросом перекредитоваться. Менеджер, который меня обслуживал поинтересовался, нет ли у меня с собой кредитной карты. Она была со мной, менеджер попросил ее предоставить, якобы для входа в систему под моим профилем для формирования заявки. Мне это показалось странным, потому что пришлось вводить в терминал пароль от карты и сообщать код из смс-уведомления», — описал ситуацию другой клиент. Списание за «организацию страхования, в т. ч. НДС» клиент заметил спустя месяц.
Как мы видим, сотрудники банка не упоминали о том, что клиент подписывается в том числе под приобретением страховки, то есть не предоставили полной информации о приобретаемой услуге.
Более того, в большинстве случаев клиент даже не видел никакого договора, так как согласие на оформление дебетовой карты (а заодно и присоединение к коллективному договору страхования жизни и здоровья) он дал с помощью так называемой простой электронной подписи (ПЭП). ПЭП – это тот самый код из СМС, который клиент называет операционисту во время визита в банк. Сейчас это довольно распространенный способ подтверждения операций и многие даже не читают информацию в СМС с кодом – какая операция сейчас совершается.
Еще одна хитрость заключается в том, что первое списание денег происходит спустя месяц после подключения к договору коллективного страхования – именно так клиент узнает, что он каким-то невероятным образом приобрел услугу страхования. По закону, клиент может отказаться от договора и вернуть страховую премию, но в течение двух недель – это так называемый «период охлаждения». Таким образом клиент лишается возможности своевременно расторгнуть договор, до списания денежных средств. В жалобах отмечалось, что после звонков в кол-центр банк отключал услугу страхования, но ранее списанную комиссию возвращать отказывался. Некоторым клиентам банк вернул списанную сумму после их обращений в «Народный рейтинг банков».
В данном случае явно имеет место нарушение Закона о ЗПП – как минимум, права на информацию. Также можно увидеть признаки так называемого «пакетирования» - когда при оказании одной услуги, продавец навязывает в явном или неявном виде другую услугу. Об этом мы рассказываем в параграфе 12.3.7 Недействительность условий договора.
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}