Как наши предубеждения влияют на воспринимаемую нами информацию

В декабре 2019 года было опубликовано исследование, посвященное изучению зарождения и распространения дезинформации (фейковых фактов и новостей). Оказалось, что люди запоминают и передают друг другу информацию об изменении статистических показателей (например, об изменении количества мигрантов в стране или количества людей, поддерживающих однополые браки, за определенный период) в целом правильно, если она соответствует их предубеждениям и неправильно, если она идет в разрез с их убеждениями.

При этом, простая передача такой информации от одного человека к другому (записал по памяти услышанную цифру и пересказал другому) приводит к увеличению расхождения с первоначальной достоверной статистикой. В одном из экспериментов, в которых участвовали жители США, первому человеку в «информационной цепи» сообщили корректную информацию о том, что за период с 2007 по 2014 год количество мексиканских иммигрантов, живущих в США, изменилось с 12,8 до 11,7 млн человек. Усредненные результаты эксперимента показали, что уже первый человек сообщает другому цифры, говорящие об увеличении, а не снижении количества мексиканских мигрантов в США (хотя размер изменения примерно соответствует изначально сказанному – около 1 млн человек). К последнему же человеку в этой «информационной цепи» количество мигрантов увеличивается примерно на 4,6 млн человек.

Авторы делают вывод, что наши внутренние источники дезинформации не менее важны, чем внешние. Ведь мы живем со своими поведенческими искажениями постоянно, а сталкиваемся с некорректной внешней информацией только время от времени.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}