1.3.3. Оптимизм и самонадеянность

Вы водите машину? Если да, то как вы оцените аккуратность своей езды: вы водите аккуратнее «среднего» водителя, так же аккуратно, как средний водитель, или менее аккуратно? Вы, наверное, догадались, что большая часть водителей убеждены, что ездят аккуратнее очень многих (иначе откуда взялся бы этот средний водитель). Согласно одному исследованию, свыше 90 % преподавателей в крупных американских университетах убеждены, что они талантливее своих коллег1 (признаемся честно, в российских университетах дело обстоит примерно так же). А большая часть студентов убеждены, что они умнее своих сокурсников.

В другом исследовании предпринимателям, собирающимся открыть небольшое предприятие в сфере торговли или услуг, задавали два вопроса:

  1. Как вы оцениваете вероятность средней фирмы преуспеть в данной отрасли?
  2. Как вы оцениваете шансы вашей компании на успех?

Ответ на первый вопрос был, как правило, 50 %, ответ на второй вопрос обычно колебался в диапазоне 90–100 %.

Картинка в голове у типичного респондента
Картинка в голове у типичного респондента

Понятно, что наш оптимизм и чрезмерная самоуверенность в финансовой сфере способны привести нас к куда более рискованным вложениям, чем мы хотели бы. Оптимисты будут надеяться на то, что курс валюты или плавающая ставка по кредиту будут двигаться в благоприятном направлении. В качестве другого примера давайте вспомним структурные финансовые продукты, финансовый результат которых описан как набор возможных сценариев. Излишне самоуверенные инвесторы придают наибольшей вес наилучшему сценарию и переоценивают привлекательность этих

Поэтому обязательно старайтесь оценивать ситуацию со стороны, как те предприниматели, которые отвечали на вопрос о перспективах средней компании в отрасли.

«Иллюзия среднего»


Сноски
  1. Описание этого и следующих исследований основано на книге Талер Ричард, Санстейн Касс, «Nudge. Архитектура выбора», Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2017.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}