1.3.6. Присоединение к большинству
Так называемое стадное чувство, или стадный инстинкт, приводит, например, к тому, что:
у людей, рядом с которыми кто-то с аппетитом ест или с трудом борется со сном, скорее всего также появится желание поесть или поспать;
человек скорее оформит налоговый вычет, если его лучший друг (или подруга) оформили его;
академические успехи студента в институте будут зависеть от случайного расселения в общежитии с прилежными учащимися или разгильдяями.
В советское время люди часто сначала вставали в хвост длинной очереди в магазине, а потом уже пытались выяснить, «что дают», и, как правило, покупали это. Сегодня мы с большой вероятностью пойдем в кино, если сегодня же в кино идут наши знакомые. А выбирая в кинотеатре между несколькими фильмами, мы с большой вероятностью выберем тот, куда идет большая часть (незнакомых нам) людей.
Кстати, лемминги, в отличие от людей, не являются общественными животными. Каждый из них перемещается сам по себе, не следуя за вожаком. Поэтому широко распространенный миф о массовом самоубийстве леммингов, происходящем каждые несколько лет, сам по себе является отличным примером «стадного» заблуждения людей.
Психологи провели многочисленные эксперименты, чтобы подтвердить, что даже одно чужое мнение, высказанное уверенным тоном, способно изменить наше мнение в неоднозначной ситуации1, а несколько чужих неправильных суждений способны заставить нас отказаться от того, что видят наши глаза даже в очевидной ситуации2.
Очень часто мы изменяем наше поведение или манеру одеваться из-за наличия людей вокруг, стараясь соответствовать их ожиданиям. Это так называемый эффект прожектора, и он замечателен тем, что вовсе не так велик, как мы об этом думаем (психологи провели эксперимент и на эту тему тоже). Окружающие на самом деле обращают на нас гораздо меньше внимания, чем нам бы, возможно, хотелось. А уж то, что они на самом деле ожидают от нас, вообще может не соответствовать нашим представлениям. В важных случаях лучше спросить, чем предполагать.
Степень «стадности» или конформизма людей различается как на уровне отдельных индивидуумов, так и на уровне местностей или эпох. Хорошим примером этого является недавнее исследование на данных американских школьных выпускных фотоальбомов. Кстати, одним из выводов этой работы является положительная связь между новизной в имидже выпускников и числом выданных патентов в данной местности.
Сноски
-
Эксперименты Музафера Шерифа, в которых нужно было сформулировать мнение о движении объекта, движение которого было оптической иллюзией, описаны в книге Muzafer Sherif, The Psychology Of Social Norms, Harper And Brothers Publishers London, 1936. ↩
-
Эксперименты Соломона Аша, в которых нужно было к линии, нарисованной на большом белом листе, подобрать равную ей из трех линий, спроецированных на экран, описаны в работе Solomon Asch, Opinions and Social Pressure, // Sci Am. - 1955 - 193(5), pp.31–35. ↩
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}