Резюме

  • Мы не способны постоянно принимать правильные решения в свою пользу и вести себя в точном соответствии с принятыми решениями.
  • Финансовая сфера - это область, в которой нам особенно сложно принимать решения. Ее основные характеристики, осложняющие нам принятие решений: очень высокая сложность и изменчивость, использование денег, высокая неопределенность, разделение многих операций во времени, неравенство сторон, выражение реальности в числах.
  • Для того чтобы облегчить себе принятие решений, мы используем эвристики - быстрый анализ какого-то одного значимого фактора. Наиболее значимые эвристики: доступности, репрезентативности, привязки и аффекта.
  • На наше поведение также влияют поведенческие эффекты, среди которых смещение к настоящему, чрезмерная самонадеянность, стремление сохранить положение вещей, зависимость от формулировки проблемы и социальное давление в результате эффекта присоединения к большинству.
  • Наши ошибки в суждении и поведении предсказуемы, и, эксплуатируя их, маркетологи и недобросовестные продавцы товаров и услуг могут манипулировать нашим поведением и потребительским выбором.
  • Важно понимать, какую именно эвристику мы используем при принятии определенного решения, адекватна ли она наблюдаемой ситуации, к каким ошибкам может привести и как их исправить (то есть пользоваться эвристикой осознанно, а не автоматически). Точно так же важно понимать, под воздействием какого поведенческого эффекта мы находимся и как можно уменьшить его влияние.
  • Мешающие нам ошибки суждения и поведения предсказуемы, а потому их можно обратить во благо, формулируя благоприятные рамки для правильного выбора.
  • Следует знать главное про финансовые проблемы и знать, где и как получить недостающую информацию.
Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}