7.3.3. Образовательные кредиты

Дан­ный вид кре­ди­та яв­ляет­ся, в сущ­но­сти, раз­но­вид­но­стью це­ле­во­го по­тре­би­тель­ско­го кре­ди­та, но име­ет свою спе­ци­фи­ку: он предо­став­ляет­ся глав­ным об­разом для опла­ты выс­ше­го об­разо­ва­ния (а так­же сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­разо­ва­ния).

Массо­вое бес­плат­ное об­разо­ва­ние оста­лось в про­шлом. Все больше лю­дей по­сту­па­ет в ву­зы на плат­ные, а не на бюд­жет­ные ме­ста. Для мно­гих се­мей пла­та за обу­че­ние ста­но­вит­ся се­рьез­ной фи­нан­со­вой на­груз­кой (осо­бен­но если де­тей несколь­ко), но и отказ от ка­че­ствен­но­го выс­ше­го об­разо­ва­ния из-за недо­стат­ка де­нег – пло­хой ва­ри­ант. Ведь если сту­дент се­рьез­но от­но­сит­ся к уче­бе, то он вый­дет из стен ву­за бо­лее ум­ным, про­фес­сио­наль­ным и кон­ку­рен­то­способ­ным, чем вхо­дил ту­да, поэто­му опла­та ка­че­ствен­но­го об­разо­ва­ния – это ин­ве­сти­ции в свой «че­ло­ве­че­ский капи­тал». И взять кре­дит на эти це­ли впол­не ра­зум­но и оправ­дан­но, уж не мень­ше, чем кре­дит на по­куп­ку но­во­го смарт­фо­на.

Прав­да, не­смот­ря на свой це­ле­вой ха­рак­тер, эти кре­ди­ты не со­зда­ют у заем­щи­ка та­ко­го ак­ти­ва, ко­то­рый мож­но бы­ло бы по­ста­вить в за­лог, в от­личие от ав­то­мо­би­ля, квар­ти­ры или зо­ло­то­го ко­леч­ка. Бо­лее то­го, на про­тя­же­нии уче­бы по­га­шать кре­дит сту­ден­ту еще не­чем: ведь он еще не при­сту­пил к ра­бо­те. Иде­аль­ный об­разо­ва­тель­ный кре­дит устроен так, что банк предо­став­ляет кре­дит­ную ли­нию на весь срок обу­че­ния сту­ден­та в ву­зе, и с каж­дым сле­ду­ю­щим се­ме­стром сум­ма кре­ди­та уве­ли­чи­ва­ет­ся, а не умень­ша­ет­ся. И лишь по­сле то­го, как сту­дент окон­чит вуз и устроит­ся на ра­бо­ту, он на­чнет га­сить кре­дит вме­сте с на­бе­жав­ши­ми про­цен­та­ми.

По­нят­но, что да­вать кре­ди­ты на та­ких усло­ви­ях, да еще и без внят­но­го обес­пе­че­ния, для банка до­ста­точ­но рис­ко­ван­но. Тем не ме­нее во мно­гих стра­нах та­кие кре­ди­ты прак­ти­ку­ют­ся, причем с го­су­дар­ствен­ной под­держ­кой, по­сколь­ку го­су­дар­ство при­зна­ет их вы­со­кую со­ци­аль­ную зна­чи­мость.

Образо­ва­тель­ные кре­ди­ты в Рос­сии

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}