12.2.6. Право на возмещение ущерба

Спо­ры по во­про­сам за­щи­ты прав по­тре­би­телей воз­ни­кают, как пра­ви­ло, в те мо­мен­ты, когда кли­ент не­до­во­лен и его пра­ва на­ру­ше­ны. На­при­мер, при­об­ре­тен­ный то­вар ока­зал­ся не­ка­че­ствен­ным или услу­га ока­за­на не во­вре­мя. Ка­кая долж­на быть компен­са­ция? Ка­за­лось бы, са­мый про­стой ва­ри­ант - это вер­нуть день­ги, по­лу­чен­ные за то­вар или услу­гу. Но ино­гда не­ка­че­ствен­ный то­вар или не­своевре­мен­но ока­зан­ная услу­га по­ро­жда­ет раз­но­го ро­да вред или ущерб по­тре­би­те­лю. На­при­мер, если вы ре­ши­ли снять день­ги с ва­ше­го сче­та, что­бы со­вер­шить сдел­ку купли квар­ти­ры, то отказ банка своевре­мен­но вы­дать вам де­неж­ные сред­ства мо­жет при­ве­сти к сры­ву сдел­ки и по­те­ри вы­го­ды (если вам уда­лось найти хо­ро­шую и де­ше­вую квар­ти­ру), до­пол­ни­тель­ным рас­хо­дам (если вам при­дет­ся сни­мать квар­ти­ру, по­ка вы не найде­те под­хо­дя­щее вам предло­же­ние) и так да­лее. А воз­мож­но, вы хо­те­ли снять день­ги для опла­ты до­ро­го­го кур­са ле­че­ния, ко­то­рое вам сроч­но по­на­до­би­лось, и от­сроч­ка ле­че­ния с каж­дым днем ухуд­ша­ет ва­ше здо­ро­вье и ста­вит под угро­зу ва­шу жизнь. Кро­ме то­го, за­щи­та своих прав тре­бу­ет вре­ме­ни, де­неж­ных за­трат - пря­мых или кос­вен­ных, а ино­гда и нер­вов. Все эти ма­те­ри­аль­ные и мо­раль­ные из­держ­ки тре­бу­ют компен­са­ции. Кро­ме то­го, долж­ны су­ще­ство­вать и сти­му­лы для про­дав­цов ис­пол­нять обя­за­тель­ства до­бро­со­вест­но и в срок, что­бы у них не бы­ло соблазна ис­поль­зо­вать опла­ту за не­ка­че­ствен­ный то­вар или услу­гу как день­ги взай­мы, ко­то­рые по­том мож­но вер­нуть с из­ви­не­ни­я­ми вме­сто про­цен­тов.

В за­ко­но­да­тель­ствах и прак­ти­ках разных стран преду­смот­ре­ны раз­лич­ные спосо­бы воз­ме­ще­ния ущер­ба, ко­то­рые поз­во­ля­ют компен­си­ро­вать не толь­ко це­ну. В рос­сий­ском за­ко­не о ЗПП преду­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие:

  • Не­устой­ка (пе­ня, штраф) - де­неж­ная компен­са­ция, взыс­ки­ва­е­мая с про­дав­ца (изго­то­ви­те­ля, ис­пол­ни­те­ля) еди­новре­мен­но или за каж­дый день (или дру­гой пе­ри­од, ко­то­рый сле­ду­ет из ло­ги­ки до­го­во­ра) не­вы­пол­не­ния или не­ка­че­ствен­но­го вы­пол­не­ния обя­за­тель­ства по до­го­во­ру, ис­чис­ля­е­мая в про­цен­тах от сто­и­мо­сти услу­ги.
  • Воз­ме­ще­ние при­чи­нен­ных убыт­ков, свя­зан­ных с на­ру­ше­ни­ем по­тре­би­тель­ских прав.
  • Воз­ме­ще­ние мо­раль­но­го вре­да - де­неж­ная компен­са­ция за по­не­сен­ные по­тре­би­телем фи­зи­че­ские и нрав­ствен­ные стра­да­ния, в раз­ме­ре, опре­де­лен­ном су­дом.
  • Воз­ме­ще­ние в на­ту­ре, то есть ве­щью, ана­ло­гич­ной по­вре­жден­ной, или произ­ве­де­ни­ем ре­монта по­вре­жде­ния.
Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}