12.2.5. Право на безопасность12.2.7. Право на удовлетворение базовых потребностей 



12.2.6. Право на возмещение ущерба

Споры по вопросам защиты прав потребителей возникают, как правило, в те моменты, когда клиент недоволен и его права нарушены. Например, приобретенный товар оказался некачественным или услуга оказана не вовремя. Какая должна быть компенсация? Казалось бы, самый простой вариант - это вернуть деньги, полученные за товар или услугу. Но иногда некачественный товар или несвоевременно оказанная услуга порождает разного рода вред или ущерб потребителю. Например, если вы решили снять деньги с вашего счета, чтобы совершить сделку купли квартиры, то отказ банка своевременно выдать вам денежные средства может привести к срыву сделки и потери выгоды (если вам удалось найти хорошую и дешевую квартиру), дополнительным расходам (если вам придется снимать квартиру, пока вы не найдете подходящее вам предложение) и так далее. А возможно, вы хотели снять деньги для оплаты дорогого курса лечения, которое вам срочно понадобилось, и отсрочка лечения с каждым днем ухудшает ваше здоровье и ставит под угрозу вашу жизнь. Кроме того, защита своих прав требует времени, денежных затрат - прямых или косвенных, а иногда и нервов. Все эти материальные и моральные издержки требуют компенсации. Кроме того, должны существовать и стимулы для продавцов исполнять обязательства добросовестно и в срок, чтобы у них не было соблазна использовать оплату за некачественный товар или услугу как деньги взаймы, которые потом можно вернуть с извинениями вместо процентов.

В законодательствах и практиках разных стран предусмотрены различные способы возмещения ущерба, которые позволяют компенсировать не только цену. В российском законе о ЗПП предусмотрены следующие:

  • Неустойка (пеня, штраф) - денежная компенсация, взыскиваемая с продавца (изготовителя, исполнителя) единовременно или за каждый день (или другой период, который следует из логики договора) невыполнения или некачественного выполнения обязательства по договору, исчисляемая в процентах от стоимости услуги.
  • Возмещение причиненных убытков, связанных с нарушением потребительских прав.
  • Возмещение морального вреда - денежная компенсация за понесенные потребителем физические и нравственные страдания, в размере, определенном судом.
  • Возмещение в натуре, то есть вещью, аналогичной поврежденной, или произведением ремонта повреждения.
Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 12.2.5. Право на безопасность12.2.7. Право на удовлетворение базовых потребностей