Что такое европротокол

Если дорожно-транспортное происшествие (ДТП) было незначительным, люди в нем не пострадали, а вред автомобилям причинен небольшой, то можно оформить документы, не вызывая сотрудников полиции. Бланк извещения о таком ДТП принято называть «европротокол» - это профессиональный жаргон российских страховщиков: в законодательстве такого термина нет. Порядок действий при оформлении ДТП «европротоколом» определен статьей 11.1 «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции» Федерального закона от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Оформление «европротокола» является правом, а не обязанностью водителей. Им можно воспользоваться в том случае, если в ДТП пострадало не более двух транспортных средств, а гражданская ответственность каждого из водителей была застрахована по ОСАГО либо у них имеется «Зеленая карта».

Максимальный размер страхового возмещения, который можно получить по «европротоколу» - 100 тыс. рублей. Для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеется исключение: выплаты могут составить до 400 тыс. рублей, но только при отсутствии разногласий между водителями относительно обстоятельств ДТП (при выплатах до 100 тыс. рублей разногласия допустимы).

В рамках процедуры «европротокола» оба водителя должны совместно заполнить бланк извещения о ДТП, который можно либо получить в любой страховой компании, занимающейся оформлением ОСАГО, либо распечатать самому, предварительно скачав его с сайта Российского союза страховщиков (Бланк извещения о ДТП). Заполненные извещения участники аварии в течение пяти дней должны подать в свои страховые компании, при этом ремонт автомобилей следует проводить не ранее, чем через 15 дней, чтобы дать возможность страховщику в случае необходимости самостоятельно оценить ущерб.

Соблюдение установленных в законе сроков важно не только для пострадавшей стороны, чтобы возместить понесённый ущерб, но и для виновника аварии. Если он забудет подать в свою страховую компанию извещение или сделает это позже установленного срока, ему придётся выплачивать компенсацию самостоятельно.

Если обстоятельства аварии вызывают разногласия или если речь идет об ущербе от 100 до 400 тыс. рублей (для соответствующих регионов), то потребуется соблюдение дополнительных условий: автомобили должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС либо фотосъемка места аварии произведена с помощью «техсредств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации». Речь идет о специальных мобильных приложениях для смартфонов, аккредитованных в Российском союзе автостраховщиков. Пока известно только «ДТП. ЕВРОПРОТОКОЛ»

Мобильное приложение РСА
Мобильное приложение РСА

Мобильное приложение РСА доступно для смартфонов на iOS и Android.

Интерфейс мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол»
Интерфейс мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол»

Оно позволяет зафиксировать обстоятельства ДТП с указанием всех необходимых координат. Важно, однако, помнить, что отправка данных об аварии через приложение не освобождает от обязанности предоставить в страховую компанию бумажный бланк извещения в течении 5 дней с момента аварии.

Кроме того с помощью мобильного приложения можно проверить действительность полиса ОСАГО.

Основная информация о принципах применения процедуры «европротокола» собрана в таблице.

Особенности применения «европротокола» в России с 1 июня 2018 года
Нет разногласий об обстоятельствах ДТП Есть разногласия об обстоятельствах ДТП
Ущерб до 100 тыс. руб. Оформление с помощью заполнения бланка ДТП Оформление с помощью специальных технических средств
Ущерб от 100 до 400 тыс. руб. На территории Москвы, Московской области, Санкт–Петербурга и Ленинградской области оформление с помощью специальных технических средств. В других регионах – только с вызовом сотрудников ГИБДД Оформление только с вызовом сотрудников ГИБДД

Хотя использование европротокола при оформлении аварии позволяет обоим автовладельцам существенно сэкономить время, оно также создает для них дополнительные риски. В частности, только на стадии ремонта автомобиля пострадавшей стороны может выясниться, что необходимые затраты превышают максимально возможный размер выплаты по «европротоколу». В этом случае автовладелец может потребовать от виновника аварии доплатить недостающую сумму. Риски при этом несут обе стороны: потерпевший рискует, что претензия не будет удовлетворена, а следовательно, увеличение стоимости ремонта ему придется покрывать самостоятельно, виновник же аварии рискует понести дополнительные расходы, так как в случае удовлетворения иска выплаты будет осуществлять уже он сам, а не его страховая компания. И поскольку решение об удовлетворении требований пострадавшего будет приниматься на основании уже оплаченных счетов за ремонт автомобиля, виновник аварии не сможет оспорить выбор автосервиса, набор необходимых ремонтных работ и т.д., а потому будет вынужден платить больше, чем если бы эти вопросы обсуждались заранее. Чтобы обезопасить себя от непредвиденных расходов, виновному в ДТП автовладельцу при заполнении бланков извещений следует попросить у владельца пострадавшего в происшествии автомобиля расписку об отсутствии финансовых дальнейших претензий.

От регистрации ДТП по процедуре «европротокол» можно отказаться, если владелец автомобиля, которому был нанесен ущерб, считает, что предельная компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме. В этом случае нужно вызывать сотрудников ГИБДД.

По данным Российского союза автостраховщиков, в 2017 году к использованию европротокола при ДТП прибегли 541 тысяча автовладельцев, то есть примерно 33% всех участников ДТП. Общий объем выплат по европротоколу за 2017 год составил 7,68 млрд рублей. При этом установленного законом лимита в 50 тысяч рублей хватило для покрытия ущерба в 68% случаев. Средняя выплата по европротоколу составила 27,4 тысяч рублей.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}