1.1.4. Проблемы восприятия информации1.1.6. Проблемы поведения 



1.1.5. Проблемы мышления

Почему думать сложно
Почему думать сложно

Сравнение несравнимого

Часто имеющаяся информация слишком разная, чтобы ее можно было легко сопоставить между собой. Что выгоднее: кредитная карта с большим льготным периодом или дебетовая с высоким кешбэком на все покупки? А если есть карта с еще более высоким кешбэком, но только на кафе и рестораны? Вклад на 4 месяца под 7 % годовых с возможностью выиграть смартфон или вклад на 6 месяцев под 6 % годовых с ежемесячной капитализацией? Ипотечный кредит с первым взносом в 10 % на 25 лет с аннуитетными платежами и обязательным страхованием жизни заемщика или кредит на ту же сумму на 10 лет под 15 % с двумя поручителями и обязательным страхованием жизни заемщика? Кстати, все непонятные слова из этого абзаца мы обязательно обсудим в следующих главах.

Осознание предпочтений

С проблемой сравнения разных параметров можно справиться, если вы очень хорошо понимаете, что именно для вас важно: льготный период или более низкий процент, отсутствие первоначального взноса или маленькие ежемесячные платежи. Однако мы не всегда знаем, что для нас действительно важно (особенно если только собираемся воспользоваться какой-то финансовой услугой). А выбрав что-то, мы можем обнаружить, что выбранная характеристика не столь важна, как нам казалось вначале.

Автоматическое реагирование

Психологи и биологи, занимающиеся изучением работы головного мозга, обратили внимание на то, что фактически у людей сосуществуют два способа принимать решения:

  • быстро, не раздумывая, основываясь на оценке одного важнейшего фактора;
  • медленно, вдумчиво, тщательно анализируя разные факторы.

Вслед за Робертом Чалдини[1] мы будем называть первый способ «автоматическое реагирование», или «автоматический режим», а второй - «контролируемое реагирование», или «контролируемый режим». Даниэл Канеман и некоторые другие поведенческие экономисты называют их «Система 1» и «Система 2» или автоматическая и осознанная система.

Основные характеристики Системы 1 и Системы 2
Система 1 («автоматическое реагирование») Система 2 («контролируемое реагирование»)
Рассматривает ограниченный набор факторов, автоматически приходящий на ум Рассматривает множество факторов, имеющих отношение к делу
Производит ответ быстро и без усилий Путь к ответу часто долог и требует утомительных мыслительных усилий
Метод: ассоциации Метод: анализ и рассуждения
Включается автоматически, без необходимости сознательных усилий Включается только как результат сознательных усилий

Разные способы мышления осуществляются разными частями мозга и с разными издержками для организма. Как показали исследования психологов под руководством Роя Баумейстера[2], мозг, усиленно и сознательно обдумывающий какую-то проблему в контролируемом режиме, потребляет гораздо больше глюкозы (и утомляется), чем мозг, функционирующий в автоматическом режиме.

Как устроен наш мозг?

Большая часть повседневных (не слишком важных) решений успешно принимается нами в автоматическом режиме. И только благодаря этому мы не зависаем, как медленный процессор, над обычными делами, пытаясь обработать максимальный объем информации (а если и зависаем, то вовсе не от избытка размышлений). Сталкиваясь со сложными учебными задачами или с необходимостью принять важное решение «по жизни», учитывающее несколько факторов, мы способны переходить в контролируемый режим мышления.

Но, поскольку думать утомительно и долго, мы готовы удовлетвориться ответом, поставляемым нам мозгом в автоматическом режиме. Часто это будет неправильный ответ на наш сложный вопрос, хотя и правильный на другой, более простой вопрос, которым мозг заменил сложный. Поскольку ответ получен вне сознательного контроля, мы, как правило, даже не замечаем подмены вопроса или неправильность ответа.

Помните 1-й вопрос входного теста про стоимость компьютерной мышки? Если вы ответили, что она стоит 500 рублей, и не потрудились перепроверить его, то вы доверились вашему мозгу в автоматическом режиме.


Список источников
  1. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2017.  ↩

  2. Ссылки на исследования приведены в книге Канеман Дэниель, «Думай медленно… решай быстро», Москва, АСТ, 2014.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 1.1.4. Проблемы восприятия информации1.1.6. Проблемы поведения