1.1.4. Проблемы восприятия информации1.1.6. Проблемы поведения 



1.1.5. Проблемы мышления

Почему думать сложно
По­че­му ду­мать слож­но

Срав­не­ние не­срав­ни­мо­го

Ча­сто име­ю­ща­я­ся ин­фор­ма­ция слиш­ком разная, что­бы ее мож­но бы­ло лег­ко со­по­ста­вить меж­ду со­бой. Что вы­год­нее: кре­дит­ная кар­та с большим льгот­ным пе­ри­о­дом или де­бе­то­вая с вы­со­ким кеш­б­эком на все по­куп­ки? А если есть кар­та с еще бо­лее вы­со­ким кеш­б­эком, но толь­ко на ка­фе и ре­сто­ра­ны? Вклад на 4 ме­ся­ца под 7 % го­до­вых с воз­мож­но­стью вы­играть смарт­фон или вклад на 6 ме­ся­цев под 6 % го­до­вых с еже­ме­сяч­ной капи­та­ли­за­ци­ей? Ипо­теч­ный кре­дит с пер­вым вз­но­сом в 10 % на 25 лет с ан­ну­и­тет­ны­ми пла­те­жа­ми и обя­за­тель­ным стра­хо­ва­ни­ем жиз­ни заем­щи­ка или кре­дит на ту же сум­му на 10 лет под 15 % с дву­мя по­ру­чи­те­ля­ми и обя­за­тель­ным стра­хо­ва­ни­ем жиз­ни заем­щи­ка? Кста­ти, все не­по­нят­ные сло­ва из это­го аб­за­ца мы обя­за­тель­но об­су­дим в сле­ду­ю­щих гла­вах.

Осо­зна­ние пред­по­чте­ний

С пробле­мой срав­не­ния разных па­ра­мет­ров мож­но спра­вить­ся, если вы очень хо­ро­шо по­ни­ма­е­те, что имен­но для вас важ­но: льгот­ный пе­ри­од или бо­лее низ­кий про­цент, от­сут­ствие пер­во­на­чаль­но­го вз­но­са или ма­лень­кие еже­ме­сяч­ные пла­те­жи. Од­на­ко мы не все­гда зна­ем, что для нас дей­стви­тель­но важ­но (осо­бен­но если толь­ко со­би­ра­ем­ся восполь­зо­вать­ся ка­кой-то фи­нан­со­вой услу­гой). А вы­брав что-то, мы мо­жем об­на­ру­жить, что вы­бран­ная ха­рак­те­ри­сти­ка не столь важ­на, как нам ка­за­лось вна­ча­ле.

Ав­то­ма­ти­че­ское ре­а­ги­ро­ва­ние

Пси­хо­ло­ги и био­ло­ги, за­ни­ма­ю­щи­е­ся изу­че­ни­ем ра­бо­ты го­лов­но­го моз­га, обра­ти­ли вни­ма­ние на то, что фак­ти­че­ски у лю­дей со­су­ще­ству­ют два спосо­ба при­ни­мать ре­ше­ния:

  • бы­стро, не раз­ду­мы­вая, осно­вы­ваясь на оцен­ке од­но­го важ­ней­ше­го фак­то­ра;
  • медлен­но, вдум­чи­во, тща­тель­но ана­ли­зи­руя разные фак­то­ры.

Вслед за Ро­бер­том Чал­ди­ни[1] мы бу­дем на­зы­вать пер­вый способ «ав­то­ма­ти­че­ское ре­а­ги­ро­ва­ние», или «ав­то­ма­ти­че­ский ре­жим», а вто­рой - «контро­ли­ру­е­мое ре­а­ги­ро­ва­ние», или «контро­ли­ру­е­мый ре­жим». Да­ни­эл Ка­не­ман и не­ко­то­рые дру­гие по­ве­ден­че­ские эко­но­ми­сты на­зы­ва­ют их «Систе­ма 1» и «Систе­ма 2» или ав­то­ма­ти­че­ская и осо­знан­ная си­сте­ма.

Ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки Систе­мы 1 и Систе­мы 2
Систе­ма 1 («ав­то­ма­ти­че­ское ре­а­ги­ро­ва­ние») Систе­ма 2 («контро­ли­ру­е­мое ре­а­ги­ро­ва­ние»)
Рассмат­ри­ва­ет огра­ни­чен­ный на­бор фак­то­ров, ав­то­ма­ти­че­ски при­хо­дя­щий на ум Рассмат­ри­ва­ет мно­же­ство фак­то­ров, име­ю­щих от­но­ше­ние к де­лу
Произ­во­дит от­вет бы­стро и без уси­лий Путь к от­ве­ту ча­сто до­лог и тре­бу­ет уто­ми­тель­ных мыс­ли­тель­ных уси­лий
Ме­тод: ассо­ци­а­ции Ме­тод: ана­лиз и рас­су­жде­ния
Вклю­ча­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски, без необ­хо­ди­мо­сти со­зна­тель­ных уси­лий Вклю­ча­ет­ся толь­ко как ре­зультат со­зна­тель­ных уси­лий

Разные спосо­бы мыш­ле­ния осу­ще­ствляют­ся разны­ми ча­стя­ми моз­га и с разны­ми из­держ­ка­ми для ор­га­низ­ма. Как по­ка­за­ли ис­сле­до­ва­ния пси­хо­ло­гов под ру­ко­водством Роя Бау­мейстера[2], мозг, уси­лен­но и со­зна­тель­но об­ду­мы­ва­ю­щий ка­кую-то пробле­му в контро­ли­ру­е­мом ре­жи­ме, по­треб­ля­ет го­раз­до больше глю­ко­зы (и утом­ля­ет­ся), чем мозг, функ­ци­о­ни­ру­ю­щий в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме.

Как устроен наш мозг?

Большая часть по­все­д­нев­ных (не слиш­ком важ­ных) ре­ше­ний успеш­но при­ни­ма­ет­ся на­ми в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме. И толь­ко благо­да­ря это­му мы не за­ви­са­ем, как медлен­ный про­цес­сор, над обыч­ны­ми де­ла­ми, пы­та­ясь об­ра­бо­тать мак­си­маль­ный объем ин­фор­ма­ции (а если и за­ви­са­ем, то во­все не от из­быт­ка раз­мыш­ле­ний). Стал­ки­ваясь со слож­ны­ми учеб­ны­ми за­да­ча­ми или с необ­хо­ди­мо­стью при­нять важ­ное ре­ше­ние «по жиз­ни», учи­ты­ва­ю­щее несколь­ко фак­то­ров, мы способ­ны пере­хо­дить в контро­ли­ру­е­мый ре­жим мыш­ле­ния.

Но, по­сколь­ку ду­мать уто­ми­тель­но и дол­го, мы го­то­вы удовле­тво­рить­ся от­ве­том, по­став­ляе­мым нам мозгом в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме. Ча­сто это бу­дет не­пра­виль­ный от­вет на наш слож­ный во­прос, хо­тя и пра­виль­ный на дру­гой, бо­лее про­стой во­прос, ко­то­рым мозг за­ме­нил слож­ный. Посколь­ку от­вет по­лу­чен вне со­зна­тель­но­го контро­ля, мы, как пра­ви­ло, да­же не за­ме­ча­ем под­ме­ны во­про­са или не­пра­виль­ность от­ве­та.

Помни­те 1-й во­прос вход­но­го те­ста про сто­и­мость компью­тер­ной мыш­ки? Если вы от­ве­ти­ли, что она сто­ит 500 ру­блей, и не по­тру­ди­лись пере­про­ве­рить его, то вы до­ве­ри­лись ва­ше­му мозгу в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме.


Спи­сок ис­точ­ни­ков
  1. Чал­ди­ни Р. Пси­хо­ло­гия влия­ния. СПб.: Пи­тер, 2017.  ↩

  2. Ссыл­ки на ис­сле­до­ва­ния при­ве­де­ны в кни­ге Ка­не­ман Дэни­ель, «Ду­май медлен­но… ре­шай бы­стро», Москва, АСТ, 2014.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 1.1.4. Проблемы восприятия информации1.1.6. Проблемы поведения