7.3.4. POS-кредиты и займы

Аб­бре­виа­ту­ра POS расшиф­ро­вы­ва­ет­ся как «point of sales», то есть «точ­ка про­даж». Это кре­ди­ты и зай­мы, за ко­то­ры­ми не на­до ид­ти в офис банка или МФО, – они предо­став­ляют­ся пря­мо в ма­га­зи­не или в фир­ме, ока­зы­ва­ю­щей услу­ги. При­хо­ди­те вы в тор­го­вый центр, за­хо­ди­те в ма­га­зин, тор­гу­ю­щей ме­бе­лью или бы­то­вой элек­тро­ни­кой, ви­ди­те кра­си­вый, но до­ро­го­ва­тый для вас ди­ван или хо­ло­диль­ник, – а ря­дом сто­ит сто­лик с та­блич­кой «Банк «Ро­маш­ка». По­тре­би­тель­ские кре­ди­ты». Мол, всё для те­бя, до­ро­гой по­тре­би­тель, лю­бой твой каприз мо­жем удовле­тво­рить!

А на ка­ких усло­ви­ях?

А усло­вия за­ча­стую не са­мые луч­шие: про­цен­ты впол­не мо­гут быть вы­ше, чем по кре­дит­ной кар­те или по обыч­но­му не­це­ле­во­му по­тре­би­тель­ско­му кре­ди­ту, вы­да­ва­е­мо­му в офи­се банка. Во-пер­вых, по­то­му, что в ма­га­зи­не нуж­но бы­стро оце­нить на­деж­ность заем­щи­ка без по­дроб­ной до­ку­мен­таль­ной ин­фор­ма­ции о нем, поэто­му оцен­ка на­деж­но­сти бу­дет ско­рее за­ни­жен­ной, чем за­вы­шен­ной, а это от­ра­зит­ся на став­ке. Во-вто­рых, по­то­му, что че­ло­век в ма­га­зи­не ме­нее скло­нен рас­су­ждать и вду­мы­вать­ся в усло­вия кре­ди­та, если ему силь­но хо­чет­ся ку­пить по­нра­вив­ший­ся то­вар. Кста­ти, в ма­га­зи­не мо­жет быть пред­став­лен не толь­ко банк, но и МФО, и то­гда про­цен­ты бу­дут еще вы­ше.

С фор­маль­ной точ­ки зре­ния этот кре­дит яв­ляет­ся це­ле­вым, так как он вы­да­ет­ся на по­куп­ку впол­не кон­крет­но­го то­ва­ра.

Са­ло­ны кра­со­ты и «раз­вод­ка» на кре­дит

Это не озна­ча­ет, что поль­зо­вать­ся POS-кре­ди­та­ми не­льзя во­об­ще, - мож­но, если усло­вия кре­ди­та при­ем­ле­мые, а то­вар ре­аль­но очень ну­жен. Но ре­ше­ние нуж­но при­ни­мать, как ми­ни­мум, немного поду­мав и по­счи­тав.

Прав­да, по­сколь­ку ма­га­зи­ны в на­ше вре­мя очень за­ин­тере­со­ва­ны в том, что­бы их то­ва­ры ку­пи­ли, они мо­гут предла­гать и бо­лее льгот­ные усло­вия кре­ди­то­ва­ния, вплоть до бес­про­цент­ной рас­сроч­ки – в этом слу­чае вы ли­бо оста­е­тесь долж­ни­ком не банка, а само­го ма­га­зи­на, ли­бо ма­га­зин пла­тит про­цен­ты банку вме­сто вас. Это мо­жет быть дей­стви­тель­но вы­год­но для вас как для по­тре­би­те­ля, но мо­жет быть и мар­ке­тин­го­вым при­е­мом: сна­ча­ла це­на на то­вар за­вы­ша­ет­ся по срав­не­нию с ра­зум­ным уров­нем, а по­том вы по­ку­па­е­те то­вар в рас­сроч­ку без про­цен­тов, но по та­кой це­не, ко­то­рая фак­ти­че­ски вклю­ча­ет в се­бя про­цен­ты. А не­ко­то­рые банки выпус­кают так на­зы­ва­е­мые «кар­ты рас­сроч­ки» (напри­мер, кар­та Сов­ком­банка «Хал­ва»), поз­во­ля­ю­щие по­ку­пать то­вар в рас­сроч­ку без про­цен­тов в ма­га­зи­нах-парт­не­рах, – про­цен­ты банку при этом пла­тит ма­га­зин. Од­на­ко при на­ру­ше­нии пла­теж­но­го гра­фи­ка та­кие кар­ты «превра­ща­ют­ся в кре­дит­ные» - с про­сро­чив­ших гра­ждан на­чи­на­ют взи­мать­ся про­цен­ты.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}