Раздел 2.1. Как мы тратим деньги2.1.2. Инфляция и дефляция 



2.1.1. Цена и качество: от чего они зависят?

Анек­дот со­вет­ских вре­мен утвер­ждал, что во­прос «Ку­да ухо­дят день­ги?» - один из двух, на ко­то­рые так и не смог­ло дать от­вет зна­ме­ни­тое ар­мян­ское ра­дио1. Хо­тя, ка­за­лось бы, что тут слож­но­го: по­нят­но, что за­ра­бо­тан­ны­ми день­га­ми мы рас­пла­чи­ва­ем­ся за бла­га, ко­то­рые нуж­ны нам для удовле­тво­ре­ния раз­но­об­разных по­треб­но­стей. Но в то же вре­мя мы зна­ем, что де­нег ча­сто не хва­та­ет, и, что самое уди­ви­тель­ное, бы­ва­ет так, что да­же с ро­стом до­хо­дов эко­но­мить и отка­зы­вать­ся от че­го-то важ­но­го при­хо­дит­ся все ча­ще и ча­ще. Да­вайте по­про­бу­ем разобрать­ся: по­че­му так мо­жет проис­хо­дить и как мож­но управ­лять свои­ми рас­хо­да­ми?

Пер­вое пра­ви­ло, ко­то­рое нуж­но осо­знать: ва­ши рас­хо­ды - это все­гда чьи-то до­хо­ды. По­куп­ка пач­ки пель­ме­ней в ма­га­зи­не, би­ле­та в ки­но или опла­та элек­тро­энер­гии - это все­гда, с од­ной сто­ро­ны, трата име­ю­щих­ся у вас средств, а с дру­гой - ис­точ­ник до­хо­дов для дру­гих участ­ни­ков эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний. В кон­ку­рен­ции за ва­ше вни­ма­ние как по­тре­би­те­ля и ваш ко­ше­лек и со­сто­ит суть эко­но­ми­че­ской жиз­ни в лю­бой стра­не. «Все мы и охот­ни­ки, и дичь од­новре­мен­но… По­ка мы ра­бо­та­ем, мы охот­ни­ки. Превра­ща­ясь в по­тре­би­телей, мы ста­но­вим­ся объек­том охо­ты[1]».

Ка­ждый охот­ник же­ла­ет про­дать свой то­вар. Он расска­зы­ва­ет о его до­сто­инствах, умал­чи­ва­ет о недо­стат­ках, при­бе­га­ет к раз­но­го ро­да улов­кам - до­пу­сти­мым и не очень. Мы хо­ро­шо зна­ем, сколь­ко рекла­мы - откры­той и скры­той - по­сто­ян­но при­сут­ству­ет в на­шей по­все­д­нев­ной жиз­ни.

В этих ры­ноч­ных джун­глях нам по­сто­ян­но при­хо­дит­ся ре­шать один важ­ный и очень слож­ный во­прос: а как, гля­дя на вещь, по­нять, на­сколь­ко она ка­че­ствен­на? Не раз­ва­лят­ся ли са­по­ги на сле­ду­ю­щий день по­сле по­куп­ки? За­пла­тит ли стра­хо­вая компа­ния по про­дан­но­му по­ли­су? По­нра­вит­ся ли мне фильм? По­ле­тит ли во­вре­мя само­лет? Мож­но ли узнать от­ве­ты на эти во­про­сы, гля­дя толь­ко на це­ну, или нуж­но что-то еще?

Эко­но­ми­сты го­во­рят, что бла­га бы­ва­ют трех ти­пов: ис­сле­ду­е­мы­ми, опыт­ны­ми и до­ве­ри­тель­ны­ми. Ка­че­ство пер­вых мож­но ис­сле­до­вать (в опре­де­лен­ной сте­пе­ни, ко­неч­но) до их по­куп­ки и по­треб­ле­ния: ска­жем, гля­дя на хлеб и (не­за­мет­но для окру­жа­ю­щих) по­тро­гав его, мож­но оце­нить, напри­мер, его све­жесть. О ка­че­стве опыт­ных благ (напри­мер, ав­то­мо­би­ля) вы точ­но узна­е­те толь­ко в про­цес­се его по­треб­ле­ния (про­ве­дя до­ста­точное вре­мя на до­ро­ге, если по­ве­зет, или в сер­ви­се, если нет). По­это­му тут мо­жет ока­зать­ся по­ле­зен опыт зна­ко­мых или ин­фор­ма­ция из дру­гих не­за­ви­си­мых ис­точ­ни­ков, од­на­ко, ко­неч­но же, сле­ду­ет по­мнить, что их опыт от­но­сит­ся не к ва­ше­му кон­крет­но­му ав­то­мо­би­лю, а толь­ко к ма­ши­не та­кой же мар­ки. И очень слож­но все с бла­га­ми тре­тье­го ти­па - до­ве­ри­тель­ны­ми. О ка­че­стве по­лу­чен­но­го об­разо­ва­ния, напри­мер, вы, ско­рее всего, узна­е­те, толь­ко когда окон­чи­те вуз и пой­де­те устра­и­вать­ся на ра­бо­ту (а воз­мож­но, и го­раз­до позднее). За­пла­тит стра­хо­вая компа­ния или нет - то­же бу­дет по­нят­но толь­ко по­сле на­ступ­ле­ния стра­хо­во­го слу­чая, а ни­как не в про­цес­се вла­де­ния стра­хо­вым по­ли­сом[2]. До­ве­рие про­дав­цу со сто­ро­ны по­ку­па­те­ля - необ­хо­ди­мое на­чаль­ное усло­вие со­вер­ше­ния та­кой сдел­ки.

Типы благ
Ти­пы благ

А мо­жет ли что-то о ка­че­стве ска­зать це­на, яв­ляет­ся ли она ка­ким-то сиг­на­лом для по­ку­па­те­ля? Суще­ству­ет несколь­ко стра­те­гий по­ве­де­ния по­тре­би­те­ля на рын­ке. При­дер­жи­вать­ся мож­но, во­об­ще го­во­ря, лю­бой из них, важ­но толь­ко осо­зна­вать, что оста­ет­ся «за кад­ром» то­го или ино­го ша­бло­на по­ве­де­ния.

Есть та­кой под­ход - «мы не на­столь­ко бо­га­ты, что­бы по­ку­пать де­ше­вые ве­щи». Его сто­рон­ни­ки фак­ти­че­ски го­во­рят: если то­вар или услу­га сто­ят де­ше­во, то зна­чит, с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью они не­ка­че­ствен­ные. Если они сто­ят до­ро­го, то шанс при­об­ре­сти ка­че­ствен­ную вещь на­много больше.

Дру­гая стра­те­гия - ори­ен­ти­ро­вать­ся на большинство, то есть на массо­вый, а зна­чит, не са­мый до­ро­гой сег­мент: «мил­лио­ны не мо­гут оши­бать­ся». Здесь перед на­ми фак­ти­че­ски утвер­жде­ние, что ры­нок во всем раз­бе­рет­ся и в про­цес­се кон­ку­рен­ции пло­хие то­ва­ры бу­дут вы­тес­не­ны хо­ро­ши­ми.

Ну и на­ко­нец, тре­тий ва­ри­ант - «все на­ли­ва­ют из од­ной боч­ки» или «все произ­во­дит­ся в Ки­тае», а по­то­му по­ку­па­ем самое де­ше­вое - са­мый спор­ный и рис­ко­ван­ный. Он ис­хо­дит из пред­по­ло­же­ния, что раз­ли­чий в ка­че­стве по­хо­жих то­ва­ров и услуг по большо­му сче­ту нет ни­ка­ких, а диф­фе­рен­ци­а­ция цен - это мар­ке­тин­го­вые улов­ки про­дав­цов, же­ла­ю­щих по­больше за­ра­бо­тать.

Ин­терес­но, что с точ­ки зре­ния эко­но­ми­че­ской тео­рии ры­ноч­ная кон­ку­рен­ция да­ле­ко не все­гда мо­жет отде­лить «зер­на от пле­вел». Ско­рее, да­же нао­бо­рот: если по­тре­би­те­ли не мо­гут от­личить ка­че­ствен­ный то­вар от не­ка­че­ствен­но­го перед при­ня­ти­ем ре­ше­ния о по­куп­ке (а та­кое сплошь и ря­дом проис­хо­дит для опыт­ных и до­ве­ри­тель­ных благ), то в ито­ге на рын­ке оста­нут­ся толь­ко то­ва­ры низ­ко­го ка­че­ства. Они бу­дут про­да­вать­ся по низ­ким це­нам, ко­то­рые не поз­во­ля­ют по­став­щи­кам благ бо­лее вы­со­ко­го ка­че­ства оку­пить из­держ­ки и вый­ти к по­тре­би­те­лям. Как из­вест­но из Гла­вы 1, это яв­ле­ние по­лу­чи­ло на­зва­ние «ухуд­ша­ю­щий от­бор», а открыв­ший его Дж. Акер­лоф по­лу­чил в 2001 го­ду Но­бе­лев­скую пре­мию по эко­но­ми­ке.

Ухуд­ша­ю­щий от­бор и его по­след­ствия


Снос­ки
  1. Ар­мян­ское ра­дио - по­пу­ляр­ная в 60–70-е го­ды XX ве­ка се­рия анек­до­тов, каж­дый из ко­то­рых констру­и­ро­вал­ся как па­ра­док­саль­ный или аб­сурдный от­вет на обы­ден­ный во­прос («Ар­мян­ское ра­дио спра­ши­ва­ют…»). Вто­рой во­прос, на ко­то­рый не бы­ло да­но от­ве­та: «От­ку­да при­хо­дят та­ра­ка­ны?»  ↩


Спи­сок ис­точ­ни­ков
  1. Пя­тен­ко С., Сап­ры­ки­на Т. Лич­ные день­ги. Ан­ти­кри­зис­ная кни­га. М., 2010. С. 69.  ↩

  2. Во­об­ще го­во­ря, большинство фи­нан­со­вых услуг в той или иной сте­пе­ни об­ла­да­ют при­зна­ка­ми до­ве­ри­тель­ных благ.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 Раздел 2.1. Как мы тратим деньги2.1.2. Инфляция и дефляция