2.3.1. Вы купили что-то ненужное. Что делать?

Если спек­такль не нра­вит­ся, то на­до ухо­дить в ан­трак­те, да­же если би­ле­ты бы­ли до­ро­ги­ми. Это про­стое пра­ви­ло очень слож­но при­ме­нять в жиз­ни.

Ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии по эко­но­ми­ке 2017 го­да Ри­чард Та­лер при­во­дит в сво­ей кни­ге[1] мно­же­ство при­ме­ров, когда лю­ди на­ру­ша­ют прин­цип иг­но­ри­ро­ва­ния не­воз­врат­ных из­дер­жек, про­дол­жая учи­ты­вать в своих рас­че­тах за­тра­ты, ко­то­рые ни­как не­льзя воз­ме­стить.

Вы ку­пи­ли або­не­мент в спор­тив­ный клуб, но за­бо­ле­ли. Ра­зум­ное ре­ше­ние про­пу­стить тре­ни­ров­ки или про­сто пре­кра­тить их стал­ки­ва­ет­ся с не­же­ла­ни­ем при­знать ошиб­ку при по­куп­ке. В ито­ге ча­сто лю­ди про­дол­жа­ют хо­дить в клу­бы, не­смот­ря на ухуд­ше­ние само­чув­ствия. Дру­гая си­ту­а­ция, ко­то­рую опи­сы­ва­ет Р. Та­лер, - это спор ма­мы с до­че­рью по по­во­ду оде­жды для шко­лы. Де­воч­ка отка­зы­ва­ет­ся но­сить пла­тья, пред­по­чи­тая брю­ки и шор­ты. Ма­ма на­ста­и­ва­ет на ис­поль­зо­ва­нии всей уже куп­лен­ной оде­жды, не же­лая иг­но­ри­ро­вать не­воз­врат­ные из­держ­ки.

Лю­ди ча­сто пред­по­чи­та­ют за­кон­чить на­ча­тое, не­смот­ря на то что бо­лее ра­зум­ным и эко­ном­ным яв­ляет­ся «спи­са­ние в убы­ток» оши­боч­ных по­ку­пок. Как по­ка­за­но в Гла­ве 1 стрем­ле­ние к сохра­не­нию ста­тус-кво - это один из по­ве­ден­че­ских эф­фек­тов, свя­зан­ных с на­ши­ми когни­тив­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. Но пра­виль­ная стра­те­гия по­ве­де­ния иная: ори­ен­ти­ро­вать­ся на­до на бу­ду­щие из­держ­ки и вы­го­ды, при­зна­вая ошиб­ки. Толь­ко так мож­но из­бе­жать но­вых.

Кро­ме то­го, куп­лен­ный або­не­мент мо­жет за­ста­вить нас по­се­щать спорт­зал хо­тя бы из­ред­ка, не­смот­ря на плот­ный ра­бо­чий гра­фик: про­сто ина­че бу­дет жаль упла­чен­ных де­нег. По­это­му не все­гда не­воз­врат­ные тра­ты и на­ша склонность на­ста­и­вать на при­ня­том ре­ше­нии - это аб­со­лют­ное зло.

Од­на­ко, ко­неч­но, все хо­ро­шо в ме­ру. Мно­гие ма­га­зи­ны предла­га­ют по­тре­би­те­лю вер­нуть то­вар, если он не по­нра­вил­ся; ино­гда срок воз­мож­но­го воз­врата до­сти­га­ет го­да. В от­но­ше­нии услуг Гра­жданский ко­декс РФ так­же до­пус­кает воз­мож­ность рас­тор­же­ния до­го­во­ра по ини­ци­а­ти­ве за­каз­чи­ка и воз­врат ему де­нег. Прав­да, есть од­но огра­ни­че­ние. Испол­ни­те­лю услу­ги долж­ны быть компен­си­ро­ва­ны все фак­ти­че­ски по­не­сен­ные им рас­хо­ды, если он мо­жет их до­ку­мен­таль­но под­твердить. То есть, день­ги мо­гут вер­нуть­ся не пол­но­стью. Ана­ло­гич­ная нор­ма со­дер­жит­ся в За­ко­не РФ «О за­щи­те прав по­тре­би­телей» [2].

По­это­му, если есть воз­мож­ность не толь­ко отка­зать­ся от ис­поль­зо­ва­ния оши­боч­но куп­лен­но­го, но и вер­нуть хо­тя бы часть де­нег, то этим, ко­неч­но же, на­до поль­зо­вать­ся.

Бо­лее по­дроб­но о пробле­ма­ти­ке за­щи­ты прав по­тре­би­телей го­во­рит­ся в Гла­ве 12 учеб­ни­ка


Спи­сок ис­точ­ни­ков
  1. Та­лер Р. Гла­ва «Не­воз­врат­ные из­держ­ки» // Та­лер Р. Но­вая по­ве­ден­че­ская эко­но­ми­ка. М.: Эксмо, 2018. C. 74–84.  ↩

  2. За­кон «О за­щи­те прав по­тре­би­телей», ста­тья 32  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}