Страхование жилья от чрезвычайных ситуаций

Ле­том 2018 го­да в Рос­сии бы­ли при­ня­ты по­прав­ки в Фе­де­раль­ный за­кон от 21 де­ка­бря 1994 го­да N 68-ФЗ «О за­щи­те на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­тера». Они мо­гут стать ре­во­лю­ци­он­ны­ми с точ­ки зре­ния ор­га­ни­за­ции воз­ме­ще­ния вла­дель­цам жи­лья, по­стра­дав­шим от сти­хий­ных бед­ствий. Но­вая ре­дак­ция за­ко­на на­чнет ра­бо­тать ле­том 2019 го­да.

Идея со­сто­ит в том, что­бы основ­ным ис­точ­ни­ком компен­са­ций по­стра­дав­шим вла­дель­цам жи­лья бы­ли не толь­ко бюд­жет­ные сред­ства (как до сих пор), но и сред­ства стра­хо­вых компа­ний. При этом само стра­хо­ва­ние оста­ет­ся ис­клю­чи­тель­но до­бро­воль­ным. Ключе­вых но­ва­ций две:

  • часть стра­хо­во­го вз­но­са бу­дет суб­си­ди­ро­ва­на за счет го­су­дар­ства;
  • про­да­вать­ся стра­хов­ки мо­гут че­рез раз­лич­ные ка­на­лы, в том чис­ле, напри­мер, че­рез си­сте­му сбо­ра ком­му­наль­ных пла­те­жей.

В ито­ге застра­хо­вав­шие жи­лье долж­ны по­лу­чить большее воз­ме­ще­ние, чем те, у ко­го та­кой стра­хов­ки нет. В на­сто­я­щее вре­мя немного­чис­лен­ные об­ла­да­те­ли стра­хо­вок ни­ка­ких пре­фе­рен­ций и льгот не име­ют. А бюд­жет при вы­де­ле­нии средств на­личие стра­хо­вых по­ли­сов ни­как не учи­ты­ва­ет…

По­дроб­ные ха­рак­те­ри­сти­ки стра­хо­вых про­дук­тов опре­де­ля­ют­ся в спе­ци­аль­ных про­грам­мах, ко­то­рые мо­гут быть раз­ра­бо­та­ны регио­наль­ны­ми вла­стя­ми. Од­на­ко часть па­ра­мет­ров та­ких про­грамм опре­де­ля­ет­ся на фе­де­раль­ном уров­не. Та­ко­го ро­да про­грам­ма уже много лет дей­ству­ет в Москве и имен­но опыт ее ре­а­ли­за­ции был взят за осно­ву раз­ра­бот­чи­ка­ми но­ва­ции.

Рас­пре­де­ле­ние пол­но­мо­чий при раз­ра­ботке регио­наль­ной про­грам­мы стра­хо­ва­ния жи­лья от чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций
Что ре­ша­ет регион Фе­де­раль­ный уро­вень
Пе­ре­чень рис­ков Х
Спо­соб за­клю­че­ния до­го­во­ра Х
Ми­ни­маль­ный объем обя­за­тельств стра­хов­щи­ка Х
Мак­си­маль­ный объем обя­за­тельств стра­хов­щи­ка Х
Ме­то­ди­ка оцен­ки ущер­ба Х
Ме­то­ди­ка рас­че­та стра­хо­во­го та­ри­фа Х

В частно­сти, обя­за­тель­ным усло­ви­ем про­грам­мы долж­но быть вклю­че­ние в пере­чень застра­хо­ван­ных рис­ков утра­ты (ги­бе­ли) жи­лья в ре­зульта­те чрез­вы­чай­ной си­ту­а­ции (ЧС). За­кон опре­де­ля­ет ЧС как "об­ста­нов­ку на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии, сло­жив­ша­я­ся в ре­зульта­те ава­рии, опас­но­го при­род­но­го яв­ле­ния, ка­та­стро­фы, сти­хий­но­го или ино­го бед­ствия, ко­то­рые мо­гут по­влечь или по­влек­ли за со­бой че­ло­ве­че­ские жерт­вы, ущерб здо­ро­вью лю­дей или окру­жа­ю­щей сре­де, зна­чи­тель­ные ма­те­ри­аль­ные по­те­ри и на­ру­ше­ние усло­вий жиз­не­де­я­тель­но­сти лю­дей". Ре­жим ЧС в за­ви­си­мо­сти от его масшта­ба опре­де­ля­ет­ся со­от­вет­ству­ю­щим ор­га­ном вла­сти - от гла­вы го­ро­да до Пре­зи­ден­та Рос­сии, со­от­вет­ству­ю­щие кри­те­рии опре­де­ле­ны в По­ста­нов­ле­нии Пра­ви­тель­ства РФ от 21 мая 2007 г. N 304«О клас­си­фи­ка­ции чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­тера».

Ре­ги­о­наль­ной про­грам­мой мо­жет так­же преду­смат­ри­вать­ся стра­хо­ва­ния рис­ка по­вре­жде­ния жи­лья в ре­зульта­те чрез­вы­чай­ной си­ту­а­ции, а так­же утра­ты или по­вре­жде­ния жи­лья в ре­зульта­те ино­го со­бы­тия, чрез­вы­чай­ной си­ту­а­ци­ей не яв­ляю­ще­го­ся.

Пе­ре­чень воз­мож­ных рис­ков в от­но­ше­нии жи­лья
Утрата Повре­жде­ние
Чрез­вы­чай­ная си­ту­а­ция Х О
Иное со­бы­тие О О

Х - обя­за­тель­ное усло­вие про­грам­мы О - до­пу­сти­мая оп­ция в регио­наль­ной про­грам­ме

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}