12.5.1. Мошенничества: на что нас ловят?

Всегда ли можно защитить свои потребительские права?

К сожалению, нет. В иных случаях оказывается, что мы столкнулись не просто с недобросовестным продавцом, который не знает тех или иных норм закона или не хочет их соблюдать, а с преступником, которому удалось вас обмануть. Обычно в таких ситуациях мы говорим, что стали жертвами мошенничества. Статья 159 Уголовного кодекса РФ определяет мошенничество как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием» и предусматривает наказание от штрафа в 120 тысяч рублей до 10 лет лишения свободы в зависимости от обстоятельств дела.

В реальности, став жертвой мошенничества, чрезвычайно трудно восстановить справедливость и вернуть украденное. Традиционные институты защиты прав потребителей нам не очень помогут, так они рассчитаны на сферу гражданских правоотношений, а тут мы имеем дело с уголовным преступлением. Жертве можно посоветовать только писать в полицию заявление с просьбой возбудить уголовное дело, рассчитывая, что преступники рано или поздно будут наказаны, даже если похищенное имущество и не вернется к законному владельцу.

Поэтому в этой сфере нам как потребителям остается рассчитывать только на себя. Как обезопасить себя – распознать мошенников и предотвратить хищение ваших средств – расскажем в этом разделе.

Казалось бы, как можно защититься от мошенников? Ведь они чрезвычайно креативны, и схем обмана существует огромное множество, каждый день появляется что-то новенькое, в частности связанное с развитием цифровых технологий. Согласимся. Но заметим, что при кажущемся многообразии все схемы мошенников построены на одинаковых принципах, не меняющихся столетиями:

• Введение жертвы в сильное эмоциональное состояние - волнение, вызванное страхом потерь или возможностью обогатиться. «Ваша карта заблокирована», «по вашей карте проводились незаконные операции», «мошенники взломали счета наших клиентов» и так далее - такие новости приводят в волнение или даже панику жертв мошенников. Неожиданные возможности наживы также будоражат нас - многие, наверное, из вас получали СМС-сообщение типа: «Вы выиграли машину, для получения приза вам необходимо уплатить налог…». Это – приманка, цель которой ввести вас в сильное эмоциональное состояние.

Ограничение времени на принятие решения. Решение надо принять здесь и сейчас - не кладя трубку, не сходя с места, в течение пяти минут. Ограничение времени вместе с сильными эмоциями приводят к блокированию нашей аналитической системы мышления, или так называемой Системы-2, с которой вы познакомились в первой главе нашего учебника, которая бы сказала: «Спокойно, сейчас мы проверим наш счет и перезвоним по официальному номеру телефона нашего банка». Вместо этого мы готовы почти бездумно выполнять то, что нам говорят «работники банка» и другие «заклинатели змей»: называть пароли и номера карт, переводить деньги, сообщать личную информацию, участвовать в «беспроигрышной лотерее».

Ссылка на авторитеты (мимикрия). Для пущей убедительности и окончательного лишения жертвы критического мышления часто в ход пускается еще один ингредиент: упоминание «официальных» и хорошо известных организаций, названий федеральных законов. Например, «согласно закону о …, вам необходимо уплатить налог для получения выигрыша», «розыгрыш среди клиентов вашего мобильного оператора», мимикрия фишингового сайта под официальный сайт компании и так далее.

«Ингредиенты» мошеннических схем и их действие
«Ингредиенты» мошеннических схем и их действие

Зная эти принципы, вам будет легче распознать попытки мошенников «развести» вас.

Посмотрите на примеры во врезке – в них можно увидеть все элементы, о которых говорилось выше.

Мошенничества в период пандемии

Также полезно читать рассказы о свежих приемах мошенников, которые довольно быстро появляются в социальных сетях и средствах массовой информации. Порой одного уже знакомства с этими историями достаточно, чтобы не попасть на удочку мошенников. Тем не менее полностью защититься от них, увы, невозможно.

Напомним, что некоторые примеры мошеннических схем на рынке финансовых услуг приведены в главе 5 «Расчеты и платежи», другие упоминались в нашем учебнике в связи с соответствующими финансовыми инструментами. Также мы рекомендуем вам к просмотру невероятно интересную и полезную лекцию Марата Сафиулина, управляющего Федеральным фондом по защите вкладчиков и акционеров, «Финансовое мошенничество: как не стать жертвой» - в ней вы узнаете о таких схемах, как «троянское обучение», «черная касса», лжекомпенсации и многих других.

Марат Сафиулин: Финансовое мошенничество: как не стать жертвой финансовой пирамиды
Марат Сафиулин: Финансовое мошенничество: как не стать жертвой финансовой пирамиды
Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}