Скрытая продажа дополнительных продуктов

Ле­том 2019 г. в от­но­ше­нии од­но­го круп­но­го и из­вестно­го рос­сий­ско­го банка по­сту­пи­ла вол­на жа­лоб на оформ­ле­ние стра­хов­ки без ве­до­ма кли­ен­тов. Как та­кое мог­ло произой­ти? Да­вайте раз­бе­рем­ся - ведь та­кая си­ту­а­ция мо­жет произой­ти в лю­бом дру­гом банке.

  1. Кли­ен­ты при­хо­ди­ли в отде­ле­ния банка за раз­лич­ны­ми услу­га­ми (оформ­ле­ни­ем кре­дит­ных кар­та­ми, де­бе­то­вых).

  2. Для под­твер­жде­ния сво­е­го со­гла­сия на ока­за­ние услу­ги кли­ен­ты вво­ди­ли код из СМС-под­твер­жде­ний, при­слан­ных банковским со­труд­ни­ком. Это на­зы­ва­ет­ся ПЭП, или про­стая элек­трон­ная под­пись, ко­то­рая за­ме­ня­ет при­выч­ную под­пись руч­кой на бу­маж­ном до­го­во­ре.

  3. Спу­стя ме­сяц им при­хо­ди­ло СМС-уве­дом­ле­ние о спи­са­нии «комис­сии за ор­га­ни­за­цию стра­хо­ва­ния». При­чем по­куп­ку стра­хо­вых про­дук­тов эти кли­ен­ты не произ­во­ди­ли и со­труд­ни­ки банка уве­ря­ли, что ни­ка­ких до­пол­ни­тель­ных плат­ных услуг под­клю­че­но не бу­дет.

В ка­кой мо­мент произо­шла эта не­за­мет­ная про­да­жа стра­хов­ки? В тот мо­мент, когда кли­ен­ты вво­ди­ли код из СМС-под­твер­жде­ния, то есть под­пи­сы­ва­ли до­го­вор на ока­за­ние услуг пу­тем той самой про­стой элек­трон­ной под­пи­си (ПЭП). В СМС долж­но быть ука­за­но, на ка­кую услу­гу вы да­е­те со­гла­сие вво­дя код. Но во-пер­вых, ма­ло, кто ждет под­во­ха от со­труд­ни­ков банка и вни­ма­тель­но чи­та­ет СМС, а во-вто­рых, по сло­вам большинства по­стра­дав­ших, ин­фор­ма­ции о под­клю­че­нии к кол­лек­тив­но­му до­го­во­ру стра­хо­ва­ния в СМС не бы­ло, толь­ко ин­фор­ма­ция о той услу­ге, за ко­то­рой они при­шли. Лишь один из опро­шен­ных кли­ен­тов, ко­то­рый по­лу­чал кре­дит­ную кар­ту, на­шел со­от­вет­ству­ю­щее со­об­ще­ние: «Со­об­щи­те но­мер ХХ­ХХ со­труд­ни­ку банка для под­пи­са­ния заяв­ле­ния на вклю­че­ние в кол­лек­тив­ный до­го­вор стра­хо­ва­ния». Од­на­ко на со­дер­жа­ние СМС кли­ент вни­ма­ния не обра­тил — по при­выч­ке на­звал код, не чи­тая тек­ста.

Прак­ти­ка ис­поль­зо­ва­ния циф­ро­вых спосо­бов под­пи­са­ния до­ку­мен­тов уже во­шла в мо­ду на фи­нан­со­вом рын­ке. Все ча­ще банки ис­поль­зу­ют ПЭП вме­сто под­пи­са­ния до­го­во­ра на бу­ма­ге. Это откры­ва­ет воз­мож­но­сти для недо­бро­со­вест­ных прак­тик про­даж со сто­ро­ны банка, ко­то­рый вме­сте с основ­ной услу­гой мо­жет про­дать вам та­ким об­разом мас­су дру­гих плат­ных услуг.

Что де­лать и как за­щи­тить­ся? Банк Рос­сии со­ве­ту­ет не на­зы­вать код из СМС опе­ра­ци­о­ни­сту, по­ка тот не объ­яс­нит, к че­му этот код от­но­сит­ся и ка­кой до­ку­мент та­ким об­разом под­пи­сы­ва­ет­ся. «Не­за­ви­си­мо от спосо­ба за­клю­че­ния до­го­во­ра — с ис­поль­зо­ва­ни­ем ПЭП или без ис­поль­зо­ва­ния — по­тре­би­тель впра­ве озна­комить­ся с усло­ви­я­ми до­го­во­ра до под­пи­са­ния до­ку­мен­тов», — по­яс­ня­ет ре­гу­ля­тор.

Бо­лее по­дроб­но о слу­ча­ях та­кой недо­бро­со­вест­ной прак­ти­ки со сто­ро­ны банков чи­тайте в ста­тьях га­зе­ты «Ком­мер­сант» и пор­та­ла Банки.ру, что­бы са­мим не ока­зать­ся на ме­сте об­ма­ну­тых кли­ен­тов.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}