Скрытая продажа дополнительных продуктов

Летом 2019 г. в отношении одного крупного и известного российского банка поступила волна жалоб на оформление страховки без ведома клиентов. Как такое могло произойти? Давайте разберемся - ведь такая ситуация может произойти в любом другом банке.

  1. Клиенты приходили в отделения банка за различными услугами (оформлением кредитных картами, дебетовых).

  2. Для подтверждения своего согласия на оказание услуги клиенты вводили код из СМС-подтверждений, присланных банковским сотрудником. Это называется ПЭП, или простая электронная подпись, которая заменяет привычную подпись ручкой на бумажном договоре.

  3. Спустя месяц им приходило СМС-уведомление о списании «комиссии за организацию страхования». Причем покупку страховых продуктов эти клиенты не производили и сотрудники банка уверяли, что никаких дополнительных платных услуг подключено не будет.

В какой момент произошла эта незаметная продажа страховки? В тот момент, когда клиенты вводили код из СМС-подтверждения, то есть подписывали договор на оказание услуг путем той самой простой электронной подписи (ПЭП). В СМС должно быть указано, на какую услугу вы даете согласие вводя код. Но во-первых, мало, кто ждет подвоха от сотрудников банка и внимательно читает СМС, а во-вторых, по словам большинства пострадавших, информации о подключении к коллективному договору страхования в СМС не было, только информация о той услуге, за которой они пришли. Лишь один из опрошенных клиентов, который получал кредитную карту, нашел соответствующее сообщение: «Сообщите номер ХХХХ сотруднику банка для подписания заявления на включение в коллективный договор страхования». Однако на содержание СМС клиент внимания не обратил — по привычке назвал код, не читая текста.

Практика использования цифровых способов подписания документов уже вошла в моду на финансовом рынке. Все чаще банки используют ПЭП вместо подписания договора на бумаге. Это открывает возможности для недобросовестных практик продаж со стороны банка, который вместе с основной услугой может продать вам таким образом массу других платных услуг.

Что делать и как защититься? Банк России советует не называть код из СМС операционисту, пока тот не объяснит, к чему этот код относится и какой документ таким образом подписывается. «Независимо от способа заключения договора — с использованием ПЭП или без использования — потребитель вправе ознакомиться с условиями договора до подписания документов», — поясняет регулятор.

Более подробно о случаях такой недобросовестной практики со стороны банков читайте в статьях газеты «Коммерсант» и портала Банки.ру, чтобы самим не оказаться на месте обманутых клиентов.

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}