1.1.2. Проблемы восприятия данных

Что влияет на наше восприятие данных
Что влияет на наше восприятие данных

Влияние культурных норм

Под культурными нормами мы понимаем разделяемые группой людей ценности и убеждения. Говоря очень коротко, это представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, разделяемые большинством. Можно или нет списывать на уроках и экзаменах, стоит ли откладывать средства на черный день, могут ли женщины управлять государством, должно ли государство помогать бедным… Если решение, которое надо принять человеку, лежит в той же сфере, что и разделяемые им культурные ценности, то человек зачастую принимает решение, исходя из этих ценностей, не подвергая их мыслительному анализу.

Формируются культурные нормы обычно как эффективный ответ на определенное состояние мира вокруг нас (например, более высокое доверие в обществе может сформироваться в ответ на необходимость общинного страхования от неурожая в нестабильных климатических условиях[1]). С помощью воспитания культурные нормы передаются из поколения в поколение. Если окружающий мир меняется мало, то культурные нормы, разделяемые многими поколениями, приобретают особую устойчивость. Их стабильность поддерживают организации, получающие выгоду из существующего положения вещей, а также формальные и неформальные законы и нормы.

При быстрых изменениях мира вокруг нас (например, как в последние 100–150 лет) традиционные культурные ценности перестают быть эффективными, но в силу приобретенной устойчивости продолжают влиять на наши чувства, мысли и решения.

Нельсон Мандела, активный борец за предоставление равных прав всем африканцам в ЮАР и первый чернокожий президент этой страны, в своей автобиографической книге[2] привел показательный пример такого влияния. Мандела совершал авиаперелет между Суданом и Эфиопией и испытал панический испуг, после того как заметил, что самолетом управляет чернокожий пилот.

В качестве примера из финансового мира можно привести связь между уровнем доверия в обществе и степенью распространения банковских услуг. В обществах, где в силу каких-то исторических причин сформировался низкий уровень доверия, больше распространены платежи наличными, нежели безналичные платежи, и слабее развит банковский кредит.

Наиболее известным опросом, на основании которого анализируются культурные нормы в разных странах, является World Values Survey. Это исследование проводится каждые 5 лет, начиная с 1981 года, охватывает 120 стран (94,5% мирового населения) и является самым масштабным некоммерческим социологическим исследованием в мире. С методологией этого исследования и результатами последней на сегодня седьмой волны опроса 2020 года можно ознакомиться на сайте проекта или в статье «Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка»[3].

Культурная карта мира Инглхарта – Вельцеля на 2020 год
Культурная карта мира Инглхарта – Вельцеля на 2020 год

Несколько лет назад Институт национальных проектов подготовил увлекательный курс видеолекций о социокультурных и психологических факторах финансового поведения и дополнительные сопроводительные материалы к нему. В 2021 году изданы материалы лекций по курсу «Социокультурная экономика» с подзаголовком «Как культура влияет на экономику, а экономика — на культуру», читаемых на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.

Влияние контекста

То, как именно сформулированы вводные условия, что мы видим вокруг, что делали до этого, тоже предсказуемым образом влияет на то, какое решение в итоге будет принято. Подробнее об этом - в подразделе «Формулировка имеет значение».

Влияние эмоций

На одинаковые переживания люди реагируют похожим образом. И эта реакция также предсказуемо влияет на принимаемые решения. Подробнее об этом — в подразделе «Эвристика аффекта».

Влияют ли личные заблуждения?

Влияют ли на принимаемые решения личные заблуждения человека? Конечно, влияют. Нужно ли их принимать во внимание при изучении того, как люди принимают решения? Если мы изучаем какого-то конкретного индивида, то да, это очень важный фактор. Но на уровне общности людей изучать разнообразные личные заблуждения не получается: как шутят психологи, у каждого психа своя программа.


Список источников
  1. Buggle, Johannes and Durante, Ruben, Climate Risk, Cooperation, and the Co-Evolution of Culture and Institutions (October 2017). CEPR Discussion Paper No. DP12380. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3057294.  ↩

  2. Mandela, Nelson. Long Walk to Freedom: The Autobiography of Nelson Mandela. New York: Little, Brown, 1995.  ↩

  3. Аузан, А. А., Бахтигараева, А. И., Брызгалин, В. А., Золотов, А. В., Никишина, Е. Н., Припузова, Н. А., & Ставинская, А. А. (2020). Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка. Вопросы экономики, (7), 75–91  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}