1.1.1 Модель принятия экономических решений1.1.3. Особенности восприятия денег 



1.1.2. Проблемы восприятия данных

Что влияет на наше восприятие данных
Что влия­ет на на­ше вос­при­я­тие дан­ных

Вли­я­ние культур­ных норм

Под культур­ны­ми нор­ма­ми мы по­ни­ма­ем раз­де­ля­е­мые груп­пой лю­дей ценно­сти и убе­жде­ния. Го­во­ря очень ко­ротко, это пред­став­ле­ния о том, что та­кое хо­ро­шо и что та­кое пло­хо, раз­де­ля­е­мые большинством. Мож­но или нет спи­сы­вать на уро­ках и эк­за­ме­нах, сто­ит ли от­кла­ды­вать сред­ства на чер­ный день, мо­гут ли жен­щи­ны управ­лять го­су­дар­ством, долж­но ли го­су­дар­ство по­мо­гать бед­ным… Че­ло­век, раз­де­ля­ю­щий опре­де­лен­ные культур­ные ценно­сти, при­ни­ма­ет ре­ше­ния, ис­хо­дя из этих ценно­стей, не под­вер­гая их мыс­ли­тель­но­му ана­ли­зу.

Фор­ми­ру­ют­ся культур­ные нор­мы обыч­но как эф­фек­тив­ный от­вет на опре­де­лен­ное со­сто­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды (напри­мер, до­ве­рие в об­ще­стве мо­жет сфор­миро­вать­ся в от­вет на необ­хо­ди­мость об­щин­но­го стра­хо­ва­ния от неу­ро­жая в не­ста­биль­ных по­год­ных усло­ви­ях[1]). С по­мо­щью вос­пи­та­ния культур­ные нор­мы пере­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Если окру­жа­ю­щая сре­да ме­ня­ет­ся ма­ло, то культур­ные нор­мы, раз­де­ля­е­мые мно­ги­ми по­ко­ле­ни­я­ми, при­об­ре­та­ют осо­бую устой­чи­вость. Их ста­биль­ность под­дер­жи­ва­ют ор­га­ни­за­ции, по­лу­ча­ю­щие вы­го­ду из су­ще­ству­ю­ще­го по­ло­же­ния ве­щей, а так­же фор­маль­ные и не­фор­маль­ные за­ко­ны и нор­мы.

При бы­стрых из­ме­не­ни­ях окру­жа­ю­щей сре­ды (напри­мер, как в по­след­ние 100–150 лет) тра­ди­ци­он­ные культур­ные ценно­сти пере­ста­ют быть эф­фек­тив­ны­ми, но в си­лу при­об­ре­тен­ной устой­чи­во­сти про­дол­жа­ют влиять на на­ши чув­ства, мыс­ли и ре­ше­ния.

Нель­сон Ман­де­ла, ак­тив­ный бо­рец за предо­став­ле­ние рав­ных прав всем аф­ри­кан­цам в ЮАР и пер­вый чер­но­ко­жий пре­зи­дент этой стра­ны, в сво­ей ав­то­био­гра­фи­че­ской кни­ге[2] при­вел по­ка­за­тель­ный при­мер та­ко­го влия­ния. Ман­де­ла со­вер­шал авиапере­лет меж­ду Суда­ном и Эфи­о­пи­ей и ис­пы­тал па­ни­че­ский ис­пуг, по­сле то­го как за­ме­тил, что само­ле­том управ­ляет чер­но­ко­жий пи­лот.

В ка­че­стве при­ме­ра из фи­нан­со­во­го ми­ра мож­но при­ве­сти связь меж­ду уров­нем до­ве­рия в об­ще­стве и сте­пе­нью рас­про­стра­не­ния банковских услуг. В об­ще­ствах, где в си­лу ка­ких-то ис­то­ри­че­ских при­чин сфор­миро­вал­ся низ­кий уро­вень до­ве­рия, лю­ди пред­по­чи­та­ют ис­поль­зо­вать на­лич­ные день­ги и не при­бе­гать ни к банковским кре­ди­там, ни к без­на­лич­ным пла­те­жам.

Вли­я­ние контек­ста

То, как имен­но сфор­му­ли­ро­ва­ны ввод­ные, что мы ви­дим во­круг, что де­ла­ли до это­го, то­же пред­ска­зу­е­мым об­разом влия­ет на то, ка­кое ре­ше­ние в ито­ге бу­дет при­ня­то. По­дроб­нее об этом - в подраз­де­ле «Фор­му­ли­ров­ка име­ет зна­че­ние».

Вли­я­ние эмо­ций

На оди­на­ковые пере­жи­ва­ния лю­ди ре­а­ги­ру­ют по­хо­жим об­разом. И эта ре­ак­ция так­же пред­ска­зу­е­мо влия­ет на при­ни­ма­е­мые ре­ше­ния. По­дроб­нее об этом — в подраз­де­ле «Эври­сти­ка аф­фек­та».

Вли­я­ют ли лич­ные за­блу­жде­ния?

Вли­я­ют ли на при­ни­ма­е­мые ре­ше­ния лич­ные за­блу­жде­ния че­ло­ве­ка? Ко­неч­но, влия­ют. Нуж­но ли их при­ни­мать во вни­ма­ние при изу­че­нии то­го, как лю­ди при­ни­ма­ют ре­ше­ния? Если мы изу­ча­ем ка­ко­го-то кон­крет­но­го ин­ди­ви­да, то да, это очень важ­ный фак­тор. Но на уров­не общ­но­сти лю­дей изу­чать раз­но­об­разные лич­ные за­блу­жде­ния не по­лу­ча­ет­ся: как шу­тят пси­хо­ло­ги, у каж­до­го пси­ха своя про­грам­ма.


Спи­сок ис­точ­ни­ков
  1. Buggle, Jo­hannes and Dur­ante, Ruben, Climate Risk, Co­op­er­a­tion, and the Co-Evolu­tion of Cul­ture and In­sti­tu­tions (Octo­ber 2017). CEPR Dis­cus­sion Paper No. DP12380. Avail­able at SSRN: ht­tps://ssrn.com/ab­stract=3057294.  ↩

  2. Man­dela, Nel­son. Long Walk to Free­dom: The Auto­bi­o­graphy of Nel­son Man­dela. New York: Little, Brown, 1995.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}

 1.1.1 Модель принятия экономических решений1.1.3. Особенности восприятия денег