12.3.8. Права в условиях карантина и других форс-мажоров

В пе­ри­од та­ких форс-ма­жор­ных со­бы­тий, как пан­де­мия, ко­то­рая в 2020 го­ду при­ве­ла к кар­ди­наль­ным из­ме­не­ни­ям в жиз­ни на­се­ле­ния и в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии ор­га­ни­за­ций и инсти­ту­тов, по­тре­би­те­ли стал­ки­ва­ют­ся с ря­дом спе­ци­фи­че­ских проблем.

Вот их не­пол­ный пере­чень:

• на тер­ри­то­рии РФ бы­ли объ­яв­ле­ны «не­ра­бо­чие дни», что озна­ча­ет, что про­дав­цы, а так­же су­ды и ор­га­ни­за­ции, за­щи­ща­ю­щие пра­ва по­тре­би­телей, не ра­бо­та­ли в этот пе­ри­од;

• в свя­зи с огра­ни­че­ни­ем пере­ме­ще­ний и запре­том на вы­езд из стра­ны, мно­гие по­тре­би­те­ли столк­ну­лись с от­ме­ной ту­ри­сти­че­ских поездок, авиа- и жд-би­ле­тов;

• огра­ни­че­ние на кол­лек­тив­ные ме­ро­при­я­тия при­ве­ло к необ­хо­ди­мо­сти от­ме­ны зре­лищ­ных ме­ро­при­я­тий (кон­цер­ты, спек­так­ли и т.д.), а так­же сва­деб, кор­по­ра­ти­вов и пр.;

• вве­де­ние ка­ран­тин­но­го ре­жи­ма уда­ри­ло по бюд­же­ту мно­гих се­мей, что при­ве­ло к не­воз­мож­но­сти об­слу­жи­вать свои обя­за­тель­ства (напри­мер, по опла­те кре­ди­та или еже­ме­сяч­ным вз­но­сам за ка­кой-ни­будь або­не­мент).

Как дей­ство­вать в этих си­ту­а­ци­ях и за­щи­щать свои пра­ва?

1.Что де­лать, если га­ран­тий­ный то­вар вы­шел из строя в не­ра­бо­чие дни? И что счи­тать окон­ча­ни­ем га­ран­тий­но­го сро­ка, если его да­та при­хо­дит­ся на не­ра­бо­чий день?

Если про­да­вец не ра­бо­та­ет и не мо­жет ока­зать вам услу­гу по ре­монту то­ва­ра или его за­ме­не, то важ­но за­фик­си­ро­вать факт об­раще­ния к про­дав­цу и суть пре­тен­зии, то есть напра­вить ва­шу пре­тен­зию по по­чте. Да­лее, по­тре­би­тель име­ет пра­во от­ре­монти­ро­вать обо­ру­до­ва­ние за свой счет или при­об­ре­сти но­вое и по окон­ча­нии пе­ри­о­да ка­ран­ти­на тре­бо­вать воз­врата де­неж­ных средств. Если га­ран­тий­ный срок то­ва­ра за­кан­чи­ва­ет­ся в не­ра­бо­чий день, то, со­глас­но нор­ме ГК РФ (ст.193), днем окон­ча­ния сро­ка яв­ляет­ся пер­вый сле­ду­ю­щий за ним ра­бо­чий день.

2. Как воз­вра­щать день­ги, если ваш рейс или тур­пу­тев­ка от­ме­не­ны? На­ру­ша­ет­ся ли пра­во по­тре­би­те­ля, если ту­ри­сти­че­ская компа­ния предла­га­ет де­по­ни­ро­ва­ние опла­чен­ных средств с воз­мож­но­стью их ис­поль­зо­вать в тече­ние опре­де­лен­но­го сро­ка?

Если вы са­ми отка­за­лись от авиа­би­ле­та до офи­ци­аль­ных пред­пи­са­ний о не­вы­ез­де из стра­ны (в слу­чае меж­ду­на­род­ных поездок) или до офи­ци­аль­но­го заяв­ле­ния об от­ме­не рей­са (в слу­чае вну­трен­них поездок по Рос­сии), то отказ счи­та­ет­ся до­бро­воль­ным и день­ги воз­вра­ща­ют­ся по об­щим пра­ви­лам транс­порт­ной компа­нии. Впро­чем, здесь мож­но при­бег­нуть к по­мо­щи ст. 451 ГК РФ, ко­то­рая го­во­рит, что че­ло­век мо­жет отка­зать­ся от до­го­во­ра в свя­зи с су­ще­ствен­ным из­ме­не­ни­ем об­сто­я­тельств. От­ме­на ме­ро­при­я­тий, ра­ди ко­то­рых вы ку­пи­ли тур­пу­тев­ку (кон­цер­ты, фе­сти­ва­ли, де­ло­вые встре­чи и т.д.), а так­же из­ме­не­ние до­хо­дов мож­но от­не­сти к та­ким су­ще­ствен­ным из­ме­не­ни­ям об­сто­я­тельств. При об­раще­нии в суд и апел­ля­ции к этой нор­ме, ско­рее всего, ре­ше­ние бу­дет при­ня­то в поль­зу по­тре­би­те­ля. Од­на­ко сто­ит учесть, что в свя­зи само­изо­ля­ци­ей су­дов рассмот­ре­ние дел рас­тя­нет­ся на дол­гие ме­ся­цы.

Если рейс или тур­пу­тев­ка бы­ли от­ме­не­ны са­мим опе­ра­то­ром, или по­тре­би­телем по­сле вы­хо­да офи­ци­аль­ных ре­ко­мен­да­ций/пред­пи­са­ний отка­зать­ся от поездок, то по за­ко­ну, по­тре­би­тель име­ет пра­во на воз­врат де­неж­ных средств в пол­ном объеме да­же в слу­чае «не­воз­врат­ных та­ри­фов». Од­на­ко на прак­ти­ке мож­но встре­тить предло­же­ния компа­ний пере­не­сти поезд­ки, то есть «де­по­ни­ро­вать» сред­ства на сче­ту компа­нии (ту­ри­сти­че­ской или транс­порт­ной) и по­лу­чить услу­гу в тече­ние опре­де­лен­но­го сро­ка (го­да, по­лу­го­да и т.д.). По­тре­би­тель не обя­зан со­гла­шать­ся на та­кое предло­же­ние, если оно его не устра­и­ва­ет и впра­ве тре­бо­вать воз­ме­ще­ния средств в пол­ном объеме. Сто­ит по­мнить, что ре­а­ли­зо­вать это пра­во он смо­жет толь­ко по­сле за­вер­ше­ния ка­ран­ти­на, а так­же, что срок, в ко­то­рый компа­ния обя­за­на выпла­тить по­тре­би­те­лю сред­ства, со­став­ляет 6 ме­ся­цев. По­дроб­но ша­ги о воз­вра­те­средств в слу­чае отка­за от ту­рист­ских, транс­порт­ных и го­сти­нич­ных услуг опи­са­ны в па­мят­ке, ко­то­рую выпу­стил Роспо­треб­над­зор.

3. Как быть с або­не­мен­та­ми? Шко­ла / сек­ция пере­шла на он­лайн-обу­че­ние – имею ли пра­во отка­зать­ся?

Круж­ки, сек­ции, фит­нес-цен­тры обя­за­ны про­длить або­не­мен­ты их вла­дель­цам. Од­на­ко, по­тре­би­тель име­ет пра­во отка­зать­ся от про­дле­ния и то­гда дол­жен быть произ­ве­ден пере­рас­чет сто­и­мо­сти услуг и выпла­че­на со­от­вет­ству­ю­щая часть сто­и­мо­сти або­не­мен­та. Если кру­жок или сек­ция пере­хо­дит на ре­жим он­лайн-за­ня­тий, то по­тре­би­тель так­же впра­ве отка­зать­ся, по­сколь­ку усло­вия до­го­во­ра су­ще­ствен­но из­ме­не­ны, и тре­бо­вать воз­врата со­от­вет­ству­ю­щей ча­сти де­неж­ных средств.

4. Что де­лать, если нет воз­мож­но­сти пла­тить по кре­ди­там?

Сна­ча­ла ска­жем че­го НЕ де­лать:

  • Не «бе­гать» от банка. Игно­ри­ро­ва­ние звон­ков от банка при­во­дит к на­чис­ле­нию штра­фов и не­воз­мож­но­сти­до­го­во­рить­ся об из­ме­не­ни­ях усло­вий об­слу­жи­ва­ния кре­ди­та.

  • Не брать дру­гие кре­ди­ты для по­га­ше­ния пер­во­го.

А что мож­но сде­лать?

Важ­но пла­тить хо­тя бы не­большую часть про­цент­ных пла­те­жей – это рассмат­ри­ва­ет­ся банком как на­ме­ре­ние об­слу­жи­вать долг и с та­ким долж­ни­ком он го­тов ид­ти на диа­лог и ис­кать ре­ше­ния. Та­кие ва­ри­ан­ты есть все­гда: рас­сроч­ка, ре­струк­ту­ри­за­ция кре­ди­та.

Так­же в пе­ри­о­ды подоб­ных кри­зи­сов пра­ви­тель­ство обыч­но вво­дит осо­бые ме­ры, так в пе­ри­од пан­де­мии 2020 г. заем­щи­кам, у ко­то­рых офи­ци­аль­ные до­хо­ды сни­зи­лись бо­лее, чем на 30%, бы­ло за­ко­но­да­тель­но предо­став­ле­но пра­во по­лу­чить кре­дит­ные ка­ни­ку­лы (то есть «за­мо­ра­жи­ва­ние» про­цент­ных выплат по кре­ди­ту). Обра­ти­те вни­ма­ние, что сни­же­ние до­хо­да необ­хо­ди­мо до­ку­мен­таль­но под­твердить. В крайнем слу­чае оста­ет­ся еще оп­ция лич­но­го банкрот­ства.

По­дроб­нее о ре­ше­ни­ях в этих и дру­гих си­ту­а­ци­ях мож­но узнать в па­мят­ке Роспо­треб­над­зо­ра, а так­же в лек­ции Ди­а­ны Сорк «Ан­ти­кри­зисные ме­ры с точ­ки зре­ния ад­во­ка­та по­тре­би­телей»

Диана Сорк Антикризисные меры с точки зрения адвоката потребителей
Ди­а­на Сорк Ан­ти­кри­зисные ме­ры с точ­ки зре­ния ад­во­ка­та по­тре­би­телей
Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}