2.3.2. Выбор есть всегда!

Идти работать и нанимать няню или самой сидеть с детьми? Купить фрукты в соседней лавке или поехать на рынок за городом и потерять на этом полдня? Сколько времени тратить на выбор места покупки и какая вообще цена справедлива? На эти вопросы при ведении домашнего хозяйства приходится отвечать почти ежедневно.

Несколько простых соображений должны помочь вам сделать правильный выбор.

Во-первых, выбор есть всегда. Не бывает ничего бесплатного и не бывает ничего безальтернативного. Небольшая экономия денег часто сопровождается большими затратами времени. Если ехать в гипермаркет долго и далеко, то, возможно, лучше купить чуть подороже, но побыстрее. А возможно, и наоборот - тут многое зависит от вашей оценки свободного времени.

Во-вторых, не бывает универсальных решений. Все зависит от текущей жизненной ситуации, на которую влияет огромное количество факторов - от состояния рынка труда в конкретном городе (например, как соотносятся предлагаемая вам зарплата и цена на услуги няни), до ваших долгосрочных жизненных планов (а собираетесь ли вы вообще делать карьеру). Надо только помнить, что ориентироваться надо прежде всего на собственные интересы, а не на мнение окружающих.

В-третьих, не бывает справедливых цен. Цена - это довольно сложная игра спроса и предложения, результат которой изменчив и непредсказуем. Если цены аналогичных на вид товаров отличаются, то, скорее всего, какие-то отличия все-таки есть - либо в месте продажи, либо в качестве, либо в дополнительных условиях покупки.

Экономисты, рассуждая о ценности того или иного блага, говорят об «альтернативной стоимости» - чем надо пожертвовать, чтобы приобрести желаемое. Наши ресурсы не бесконечны, и получение одного - это всегда отказ от чего-то другого. Ужин в ресторане (точнее, затраты на него по сравнению с ужином дома), возможно, будет связан с отказом от покупки модных джинсов, а ремонт в квартире - с отказом от летнего отдыха. Выбор потребителя - это всегда выбор между альтернативами, и поэтому цена, которую платит потребитель, всегда будет определяться стоимостью того, от чего он вынужден отказаться.

Как применять эту концепцию?

Предположим, самолетом из одного города в другой можно добраться за четыре часа (с учетом дороги до аэропорта и из аэропорта), а поездом за десять. Авиабилет стоит 6 тысяч рублей, а билет на поезд - 2 тысячи. Пусть ваш доход составляет 500 рублей в час, то есть, 4000 рублей в день. Какая поездка окажется дешевле, если выбор поезда означает потерю целого рабочего дня (и соответствующего дохода), а самолета - только полдня?

Легко заметить, что ваши условные потери от поездки на поезде составят 4 тысячи рублей, а на самолете - всего две тысячи. Если прибавить к этому цену билетов, то окажется, что поезд все-таки дешевле. Однако если бы вы зарабатывали в час больше, например 1500 рублей, то получилось бы, что надо выбирать самолет. Суммарные затраты (цена билета плюс стоимость альтернативного использования времени) на авиаперелет составили бы 12 тысяч, а на поездку на поезде 14.

Сравнение потребительских альтернатив
Сравнение потребительских альтернатив

Другой пример, связан с маркетинговой политикой магазинов. Мы часто можем столкнуться с «акциями распродаж в связи с ликвидацией склада», «сезонными скидками» или перечеркнутыми ценниками, на которых указана новая, гораздо более низкая цена. Идея продавца состоит в том, чтобы убедить купить «здесь и сейчас», показать, что дорогое стало дешевым. Дополнительным аргументом могут быть сообщения, что «эта цена действует только сегодня» или сообщения типа «остался только один номер» (последнее часто можно встретить при бронировании отелей через сайт booking.com).

Разумный подход к покупкам, основанный на концепции альтернативных издержек, предполагает, что текущую цену нужно сравнивать не только с той, которая раньше была в этом же месте вчера, а c ценой на похожие товары в других торговых сетях (современные мобильные приложения позволяют это сделать довольно легко).

Плакаты «Грэй Мэттер»
Плакаты «Грэй Мэттер»

Плакаты дизайн-десанта компании «Грэй Мэттер», размещавшиеся на улицах Москвы в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (http://хочумогузнаю.рф

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}