2.3.2. Можно ли обменять деньги на время?

Ид­ти ра­бо­тать и на­ни­мать ня­ню или самой си­деть с детьми? Ку­пить фрук­ты в со­сед­ней лав­ке или поехать на ры­нок за го­ро­дом и по­те­рять на этом пол­дня? Сколь­ко вре­ме­ни тра­тить на вы­бор ме­ста по­куп­ки и ка­кая во­об­ще це­на спра­ведли­ва? На эти во­про­сы при ве­де­нии до­маш­не­го хо­зяй­ства при­хо­дит­ся от­ве­чать по­чти еже­днев­но.

Не­сколь­ко про­стых со­об­ра­же­ний долж­ны по­мочь вам сде­лать пра­виль­ный вы­бор.

Во-пер­вых, вы­бор есть все­гда. Не бы­ва­ет ни­че­го бес­плат­но­го и не бы­ва­ет ни­че­го без­альтер­на­тив­но­го. Не­большая эко­но­мия де­нег ча­сто со­про­во­жда­ет­ся больши­ми за­трата­ми вре­ме­ни. Если ехать в ги­пермар­кет дол­го и да­ле­ко, то, воз­мож­но, луч­ше ку­пить чуть подо­ро­же, но по­бы­стрее. А воз­мож­но, и нао­бо­рот - тут многое за­ви­сит от ва­шей оцен­ки сво­бод­но­го вре­ме­ни.

Во-вто­рых, не бы­ва­ет уни­вер­саль­ных ре­ше­ний. Все за­ви­сит от те­ку­щей жиз­нен­ной си­ту­а­ции, на ко­то­рую влия­ет огром­ное ко­ли­че­ство фак­то­ров - от со­сто­я­ния рын­ка тру­да в кон­крет­ном го­ро­де (напри­мер, как со­от­но­сят­ся предла­га­е­мая вам зар­пла­та и це­на на услу­ги ня­ни), до ва­ших дол­го­сроч­ных жиз­нен­ных пла­нов (а со­би­ра­е­тесь ли вы во­об­ще де­лать ка­рье­ру). На­до толь­ко по­мнить, что ори­ен­ти­ро­вать­ся на­до преж­де всего на соб­ствен­ные ин­тере­сы, а не на мне­ние окру­жа­ю­щих.

В-тре­тьих, не бы­ва­ет спра­ведли­вых цен. Це­на - это до­воль­но слож­ная иг­ра спро­са и предло­же­ния, ре­зультат ко­то­рой из­мен­чив и не­пред­ска­зу­ем. Если це­ны ана­ло­гич­ных на вид то­ва­ров от­ли­ча­ют­ся, то, ско­рее всего, ка­кие-то от­личия все-та­ки есть - ли­бо в ме­сте про­да­жи, ли­бо в ка­че­стве, ли­бо в до­пол­ни­тель­ных усло­ви­ях по­куп­ки.

Эко­но­ми­сты, рас­су­ждая о ценно­сти то­го или ино­го бла­га, го­во­рят об «аль­тер­на­тив­ной сто­и­мо­сти» - чем на­до по­жерт­во­вать, что­бы при­об­ре­сти же­ла­е­мое. На­ши ре­сур­сы не бес­ко­неч­ны, и по­лу­че­ние од­но­го - это все­гда отказ от че­го-то дру­го­го. Ужин в ре­сто­ра­не (точнее, за­тра­ты на не­го по срав­не­нию с ужи­ном до­ма), воз­мож­но, бу­дет свя­зан с отка­зом от по­куп­ки мод­ных джин­сов, а ре­монт в квар­ти­ре - с отка­зом от лет­не­го отды­ха. Вы­бор по­тре­би­те­ля - это все­гда вы­бор меж­ду аль­тер­на­ти­ва­ми, и поэто­му це­на, ко­то­рую пла­тит по­тре­би­тель, все­гда бу­дет опре­де­лять­ся сто­и­мо­стью то­го, от че­го он вы­ну­жден отка­зать­ся.

Как при­ме­нять эту кон­цеп­цию?

Пред­по­ло­жим, само­ле­том из од­но­го го­ро­да в дру­гой мож­но до­брать­ся за четыре ча­са, а поез­дом за де­сять. Авиа­би­лет сто­ит 6 ты­сяч ру­блей, а би­лет на поезд - 2 ты­ся­чи. Ваш до­ход со­став­ляет 500 ру­блей в час. Ка­кая поезд­ка ока­жет­ся де­ше­вле? Лег­ко за­ме­тить, что ва­ши услов­ные1 по­те­ри от поезд­ки на поез­де со­ста­вят 5 ты­сяч ру­блей, а на само­ле­те - всего две ты­ся­чи. Если при­ба­вить к это­му це­ну би­ле­тов, то ока­жет­ся, что поезд все-та­ки де­ше­вле. Од­на­ко если бы вы за­ра­ба­ты­ва­ли в час больше, напри­мер 1000 ру­блей, то по­лу­чи­лось бы, что на­до вы­би­рать само­лет. Сум­мар­ные за­тра­ты (це­на би­ле­та плюс сто­и­мость аль­тер­на­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния вре­ме­ни) на авиапере­лет со­ста­ви­ли бы 10 ты­сяч, а на поезд­ку на поез­де 12 ты­сяч ру­блей. Со­вер­шая вы­бор, все­гда по­мни­те о сто­и­мо­сти то­го, чем при­дет­ся по­жерт­во­вать.

Сравнение потребительских альтернатив
Срав­не­ние по­тре­би­тель­ских аль­тер­на­тив

Дру­гой при­мер, свя­зан с мар­ке­тин­го­вой по­ли­ти­кой ма­га­зи­нов. Мы ча­сто мо­жем столк­нуть­ся с «ак­ци­я­ми рас­про­даж в свя­зи с лик­ви­да­ци­ей скла­да», «се­зон­ны­ми скид­ка­ми» или пере­черк­ну­ты­ми цен­ни­ка­ми, на ко­то­рых ука­за­на но­вая, го­раз­до бо­лее низ­кая це­на. Идея про­дав­ца со­сто­ит в том, что­бы убе­дить ку­пить «здесь и сей­час», по­ка­зать, что до­ро­гое ста­ло де­ше­вым. До­пол­ни­тель­ным ар­гу­мен­том мо­гут быть со­об­ще­ния, что «эта це­на дей­ству­ет толь­ко сего­дня» или со­об­ще­ния ти­па «остал­ся толь­ко один но­мер» (по­след­нее ча­сто мож­но встре­тить при бро­ни­ро­ва­нии отелей че­рез сайт book­ing.com).

Ра­зум­ный под­ход к по­куп­кам, осно­ван­ный на кон­цеп­ции аль­тер­на­тив­ных из­дер­жек, пред­по­ла­га­ет, что те­ку­щую це­ну нуж­но срав­ни­вать не толь­ко с той, ко­то­рая рань­ше бы­ла в этом же ме­сте вче­ра, а c це­ной на по­хо­жие то­ва­ры в дру­гих тор­го­вых се­тях (совре­мен­ные мо­биль­ные при­ло­же­ния поз­во­ля­ют это сде­лать до­воль­но лег­ко).

Плакаты «Грэй Мэттер»
Пла­ка­ты «Грэй Мэт­тер»

Пла­ка­ты ди­зайн-де­сан­та компа­нии «Грэй Мэт­тер», раз­ме­щав­ши­е­ся на ули­цах Моск­вы в рам­ках Проек­та Мин­фи­на Рос­сии «Со­дей­ствие по­вы­ше­нию уров­ня фи­нан­со­вой гра­мот­но­сти на­се­ле­ния и раз­ви­тию фи­нан­со­во­го об­разо­ва­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (http://хо­чу­мо­гузнаю.рф


Снос­ки
  1. Ко­неч­но, в жиз­ни не все­гда бы­ва­ет так, что ко­манди­ров­ка обя­за­тель­но свя­за­на с по­терей те­ку­ще­го за­ра­ботка.  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}