Как не надо делать прогнозы
Допустим, вы работаете аналитиком в продуктовой сети магазинов и вам нужно составить прогноз распределения объема продаж на следующий год по магазинам этой сети в вашем городе1. Эти магазины одинаковы по размеру и ассортименту, но их объемы продаж отличаются из-за местоположения, конкуренции и разных случайных факторов. Вам дали данные по магазинам за прошлый год и указание придерживаться прогноза экономистов о росте общего объема продаж на 10 %.
Магазины | Прошлый год | Прогноз на будущий год |
---|---|---|
1–й | 124 200 000 | |
2–й | 70 200 000 | |
3–й | 102 600 000 | |
4–й | 156 600 000 | |
5–й | 86 400 000 | |
Всего | 540 000 000 | 594 000 000 |
Если у вас нет детальной информации, чтобы проанализировать причины, по которым какие-то магазины оказались в числе лучших или худших, то разумно считать, что объем продаж в каждом магазине – результат взаимодействия случайных факторов. В таком случае очень заманчивый и интуитивно привлекательный способ выполнить это задание - просто увеличив данные прошлого года на 10 %, как это сделано в итоговой строчке. Но если вы внимательно читали этот раздел, ваш прогноз должен учесть влияние случайности на результаты прошлого года. Для этого нужно прогноз для магазинов с худшими результатами относительно среднего по всем магазинам увеличить больше, чем на 10 %, а прогноз для магазинов с лучшими результатами увеличить меньше, чем на 10 %.
Сноски
-
Пример создан на основе переработанного Д. Канеманом примера из книги Max H. Bazerman and Don A. Moore, Judgment in Managerial Decision Making, 8th ed. (New York: Wiley, 2013). ↩
Оцените материал
Ваша оценка
{{comment}}