Как не надо делать прогнозы

Допустим, вы работаете аналитиком в продуктовой сети магазинов и вам нужно составить прогноз распределения объема продаж на следующий год по магазинам этой сети в вашем городе1. Эти магазины одинаковы по размеру и ассортименту, но их объемы продаж отличаются из-за местоположения, конкуренции и разных случайных факторов. Вам дали данные по магазинам за прошлый год и указание придерживаться прогноза экономистов о росте общего объема продаж на 10 %.

Объем продаж в магазинах, руб.
Магазины Прошлый год Прогноз на будущий год
1–й 124 200 000
2–й 70 200 000
3–й 102 600 000
4–й 156 600 000
5–й 86 400 000
Всего 540 000 000 594 000 000

Если у вас нет детальной информации, чтобы проанализировать причины, по которым какие-то магазины оказались в числе лучших или худших, то разумно считать, что объем продаж в каждом магазине – результат взаимодействия случайных факторов. В таком случае очень заманчивый и интуитивно привлекательный способ выполнить это задание - просто увеличив данные прошлого года на 10 %, как это сделано в итоговой строчке. Но если вы внимательно читали этот раздел, ваш прогноз должен учесть влияние случайности на результаты прошлого года. Для этого нужно прогноз для магазинов с худшими результатами относительно среднего по всем магазинам увеличить больше, чем на 10 %, а прогноз для магазинов с лучшими результатами увеличить меньше, чем на 10 %.


Сноски
  1. Пример создан на основе переработанного Д. Канеманом примера из книги Max H. Bazerman and Don A. Moore, Judgment in Managerial Decision Making, 8th ed. (New York: Wiley, 2013).  ↩

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}