«Мастер и Маргарита» как зеркало валютных предпочтений советских граждан

Од­на из сю­жет­ных ли­ний ро­ма­на М.А. Бул­га­ко­ва «Ма­стер и Мар­га­ри­та» проис­хо­дит в со­вет­ской Москве на ру­бе­же 1920–1930-х го­дов. Дья­вол, но­ся­щий в ро­ма­не имя Во­ланд, с не­большой сви­той по­яв­ляет­ся в Москве и на несколь­ко дней по­се­ля­ет­ся в квар­ти­ре по вы­мыш­лен­но­му ад­ре­су Са­до­вая, 302-бис. За эти несколь­ко дней Во­ланду пред­сто­ит узнать но­вых, со­вет­ских моск­ви­чей, воздать по заслу­гам не­ко­то­рым из них и про­ве­сти тра­ди­ци­он­ный бал не­чи­стой си­лы. Что же го­во­рит нам этот ро­ман о ва­лю­те в жиз­ни со­вет­ских лю­дей то­го вре­ме­ни?

Сре­ди вто­ро­сте­пен­ных пер­со­на­жей ро­ма­на мы встре­ча­ем Ни­ка­но­ра Ива­но­ви­ча Бо­со­го, пред­се­да­те­ля жи­лищ­но­го то­ва­ри­ще­ства то­го мо­сковско­го до­ма, где по­се­лил­ся Во­ланд. Бо­сой со­гла­ша­ет­ся сдать сво­бод­ные ком­на­ты Во­ланду, по­лу­чив бас­но­слов­ную опла­ту по до­го­во­ру и 400 ру­блей в ка­че­стве взят­ки. В на­ка­за­ние за то, что «он вы­жи­га и плут», один из по­мощ­ни­ков Во­ланда ор­га­ни­зу­ет ано­ним­ный зво­нок с со­об­ще­ни­ем о том, что Ни­ка­нор Ива­но­вич за­ни­ма­ет­ся спе­ку­ля­ци­ей ва­лю­той. К Бо­со­му при­хо­дят, на­хо­дят спря­тан­ную взят­ку (она по во­ле не­чи­стой си­лы дей­стви­тель­но превра­ти­лась в 400 дол­ла­ров США) и уво­зят с со­бой. По­сле ко­ротко­го до­про­са Ни­ка­но­ра Ива­но­ви­ча от­во­зят в кли­ни­ку для ду­шевно­боль­ных, где ему снит­ся яр­кий и прав­до­подоб­ный сон.

«Сон Ни­ка­но­ра Ива­но­ви­ча» за­ни­ма­ет отдель­ную гла­ву ро­ма­на и по­свя­щен опи­са­нию свое­об­раз­но­го те­ат­ра для уже за­росших бо­ро­да­ми муж­чин (жен­ское отде­ле­ние те­ат­ра так­же упо­ми­на­ет­ся), ко­то­рых по­сто­ян­но убе­жда­ют сда­вать спря­тан­ную ва­лю­ту («вот уже пол­то­ра ме­ся­ца вы си­ди­те здесь, упор­но отка­зы­ваясь сдать остав­шу­ю­ся у вас ва­лю­ту, в то вре­мя как стра­на ну­жда­ет­ся в ней, а вам она со­вер­шен­но ни к че­му»). В ис­то­рию Бо­со­го о под­бро­шен­ных дол­ла­рах ни­кто не ве­рит, по­то­му что «под­бро­сить мо­гут … ре­бен­ка, ано­ним­ное пись­мо, прокла­ма­цию, ад­скую ма­ши­ну, ма­ло ли что еще, но четыре­ста дол­ла­ров ни­кто не ста­нет под­бра­сы­вать, ибо та­ко­го идио­та в при­ро­де не име­ет­ся».

Во вто­рой ча­сти ро­ма­на два по­мощ­ни­ка Во­ланда за­хо­дят в один из мо­сковских торг­си­нов (расшиф­ро­вы­ва­ет­ся как «тор­говля с ино­стран­ца­ми»). Этот ма­га­зин на­пол­нен про­дук­та­ми и то­ва­ра­ми («Сот­ни штук сит­цу бо­га­тей­ших рас­цве­ток вид­не­лись в по­лоч­ных клет­ках. За ни­ми гро­моз­ди­лись мит­ка­ли и ши­фо­ны и сук­на фрач­ные. В пер­спек­ти­ву ухо­ди­ли це­лые шта­бе­ля ко­ро­бок с обу­вью…»), про­да­ю­щи­ми­ся ис­клю­чи­тель­но за ва­лю­ту. По-ви­ди­мо­му, обыч­ные лю­ди не слиш­ком лю­би­ли эти ма­га­зи­ны, во вся­ком слу­чае раз­гром од­но­го из них дву­мя под­руч­ны­ми дья­во­ла, к ко­то­рым присо­еди­ни­лись и по­се­ти­те­ли - со­вет­ские гра­жда­не, Бул­га­ков опи­сы­ва­ет с нескры­ва­е­мым удо­воль­стви­ем.

В це­лом ино­стран­ная ва­лю­та для со­вет­ских лю­дей то­го вре­ме­ни - пред­мет во­жде­ле­ния и сред­ство до­сту­па к де­фи­цит­ным то­ва­рам, из-за вла­де­ния ко­то­ры­ми мож­но бы­ло се­рьез­но ис­пор­тить се­бе жизнь.

#ис­то­ри­ку_по­чи­тать

Оцените материал
Ваша оценка

{{comment}}